Официальный портал органов исполнительной власти Республики ХакасияИнтернет-приёмная Министерства регионального развития Республики ХакасияГорячие линииПереселение из аварийного жильяОбщественный совет по ЖКХЖильё для российской семьиЭлектронное ЖКХ Республики Хакасия
Система Orphus

Акт проверки соблюдения законодательства о градостроительной деятельности органами местного самоуправления Нижнесирского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия от 09.07.2021

 
09.07.2021

 

АКТ ПРОВЕРКИ
соблюдения законодательства
о градостроительной деятельности органами местного самоуправления Нижнесирского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия

 

 

 

В соответствии со статьями 6.1, 8.1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.12.2014 № 722, на основании Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия от 30.12.2020 № 090-651-п «Об утверждении плана проведения проверок соблюдения законодательства о градостроительной деятельности органами местного самоуправления Республики Хакасия на 2021 год» начальником отдела градостроительного развития и территориального планирования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия Никифоровым В.В. и ведущим советником отдела градостроительного развития и территориального планирования Даниленко Ю.Г. в присутствии специалиста 1 категории администрации Нижнесирского сельсовета Таштыпского района Камалова Е.В. проведена проверка соблюдения законодательства о градостроительной деятельности органами местного самоуправления Нижнесирского сельсовета Таштыпского района в части соблюдения порядка подготовки, утверждения и внесения изменений в Документы территориального планирования и градостроительного зонирования Нижнесирского сельсовета Таштыпского района, разработки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования.
Указанные полномочия Администрация муниципального образования Нижнесирского сельсовет Таштыпского района осуществляет в соответствии с соглашением от 09.10.2020 № 10, заключенным с Администрацией муниципального образования Таштыпский район. Данное соглашение действует на период полномочий Главы Таштыпского района и (или) Главы Нижнесирского сельсовета. Таким образом, на момент проведения проверки данное соглашение является действующим.
Результаты проверки соблюдения органами местного самоуправления муниципального образования Нижнесирский сельсовет Таштыпского района (далее – ОМСУ) законодательства градостроительной деятельности в части территориального планирования представлены в таблице 1.
Таблица 1
№ п/п Проверяемые позиции требований законодательства о градостроительной деятельности в части документов территориального планирования муниципального образования (ДТП МО) Информация о соблюдении (несоблюдении) норм законодательства
Разд. 1 Соответствие муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности
1.1 Наличие правовых актов ОМСУ, определяющих состав, порядок подготовки ДТП МО, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы. Данные акты ОМСУ отсутствуют.
По информации Камалова Е.В. указанные акты ОМСУ не разрабатывались.
1.2 Наличие утвержденного уставом муниципального образования
и (или) нормативным правовым актом ОМСУ порядка организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний с учетом положений частей 1 и 24 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ), статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – 131-ФЗ)
Порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний утвержден решением Совета депутатов Нижнесирского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия 06.04.2020 № 144. Указанный порядок соответствует требованиям частей 1 и 24 статьи 5.1 ГрК РФ, статьи 28 131-ФЗ
1.3 Соответствие утвержденных ДТП МО по составу и содержанию требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Генеральный план Нижнесирского сельсовета разработан в течение 2012 года, утвержден решением Совета депутатов Нижнесирского сельсовета Таштыпского района от 25.12.2012
№ 75.
По информации Камалова Е.В. до настоящего времени изменения в документ не вносились.
Состав и содержание генерального плана не соответствует положениям статьи 23 ГрК РФ, отсутствуют следующие разделы:
положение о территориальном планировании;
карта планируемого размещения объектов местного значения поселения;
карта границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения;
карта функциональных зон поселения;
материалы по обоснованию.
1.4 Соответствие утвержденных ДТП МО требованиям к описанию
и отображению объектов, установленных приказом Минэкономразвития России действующим на дату заключения государственного контракта на разработку проекта ДТП.
Генеральный план Нижнесирского сельсовета не соответствует требованиям к описанию и отображению объектов, установленных приказом Минэкономразвития России
Разд. 2 Соблюдение установленных федеральными законами сроков приведения муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями Кодекса
2.1 Соблюдение сроков приведения ДТП МО в соответствии с требованиями части 7 статьи 26 ГрК РФ: внесение изменений в утвержденные ранее документы территориального планирования муниципальных образований в целях отображения планируемых к строительству объектов местного значения (подлежащих отображению в ДТП МО), предусмотренных программами, реализуемыми за счет средств местных бюджетов, решениями органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, инвестиционными программами субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса (5 месяцев с даты утверждения таких программ и принятия таких решений). В ДТП МО после утверждения изменения не вносились, в связи с чем сроки приведения ДТП МО в соответствие с требованиями части 7 статьи 26 ГрК РФ не соблюдены.
Разд. 3 Соблюдение процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности
3.1 Соблюдение процедуры согласования ДТП МО в соответствии с требованиями статьи 25 ГрК РФ. Информации о согласовании ДТП МО до их утверждения в 2012 году в распоряжении Администрации Нижнесирского сельсовета не имеется.
В связи с тем, что проекты о внесении изменений в ДТП МО после их утверждения не вносились, предметы согласования отсутствуют.
3.2 Соблюдение процедуры проведения общественных обсуждений и (или) публичных слушаний (для генеральных планов). В распоряжении администрации Нижнесирского сельсовета не имеется комплекта документов, подтверждающих полноту соблюдения в 2012 процедуры проведения общественных обсуждений и (или) публичных слушаний по проекту генерального плана. В связи со значительным периодом времени, прошедшим с момента утверждения ДТП МО, не имеется возможности провести проверку данной позиции.

Дополнительно проверкой установлено, что в ДТП МО не отображена зона территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Республике Хакасия, регионального значения (реестровый номер зоны 19:00-6.279).
На основании изложенного, с учетом необходимости приведения состава и содержания ДТП МО в соответствие с требованиями законодательства, считаем необходимым предусмотреть в муниципальном бюджете средства на 2022 год на подготовку проекта ДТП МО.
По данному проекту ДТП МО необходимо провести процедуру согласования, установленные статьей 25 ГрК РФ, а также процедуру публичных слушаний в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Соблюдение порядка подготовки, утверждения
и внесения изменений в правила землепользования и застройки
Нижнесирского сельсовета
При проведении проверки соблюдения органами местного самоуправления муниципального образования Нижнесирский сельсовет Таштыпского района законодательства градостроительной деятельности в части внесения изменений в правила землепользования и застройки Нижнесирского сельсовета (далее – ПЗЗ) установлено следующее.
В действующей редакции карты градостроительного зонирования ПЗЗ представлена не вся территория поселения, что препятствует вовлечению в оборот неиспользуемых и неэффективно используемых земельных участков, нарушает права и законные интересы физических и юридических лиц – правообладателей земельных участков, не отображенных на карте градостроительного зонирования.
В текстовой части ПЗЗ отсутствует положение об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами, наличие которого предусмотрено пунктом 2 части 3 статьи 30 ГрК РФ.
В ПЗЗ не отображена зона территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Республике Хакасия, регионального значения (реестровый номер зоны 19:00-6.279).
Редакция ПЗЗ, размещенная на сайте Администрации Нижнесирского сельсовета, не соответствует редакции ПЗЗ, размещенной в Федеральной государственной системе территориального планирования.
Согласно части 12 статьи 31 ГРК РФ общественные обсуждения или публичные слушания по проектам ПЗЗ проводятся в порядке, утвержденном Решением Совета депутатов Нижнесирского сельсовета от 06.04.2020 № 144 «Об утверждении положения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в области градостроительной деятельности в Нижнесирском сельсовете» (далее – Решение 144). Данный порядок соответствует требованиям пунктов 1-3, 5-7 части 24 статьи 5.1 ГрК РФ.
В соответствии с требованиями части 6 статьи 31 ГрК РФ постановлением Администрации Нижнесирского сельсовета от 22.12.2020 № 76а «О создании комиссии по подготовке правил землепользования и застройки Нижнесирского сельсовета Таштыпского района» (далее – Постановление 76а) создана соответствующая комиссия.
Указанные нормативные правовые акты на момент проверки не были опубликованы в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в том числе в печатных изданиях.
Согласно письму Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 29.04.2016 № 3.20-20/348 «О порядке опубликования муниципальных правовых актов» муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ). В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации (Постановление от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части») официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Таким образом Решение 144 и Постановление 76а фактически не являются вступившими в законную силу и не могут регулировать соответствующие отношения на территории Нижнесирского сельсовета Таштыпского района.
В ходе проведения проверки на предмет соответствия установленному законодательством порядку были изучены изменения, внесенные в ПЗЗ решением Совета депутатов Нижнесирского сельсовета Таштыпского района от 30.11.2018
№ 109 «О внесении изменений в отдельные положения правил землепользования и застройки, утвержденных решением Совета депутатов Нижнесирского сельсовета от 25 декабря 2012 г. № 75» (далее – Решение 109).
Установлено, что в нарушение части 3 статьи 33 ГрК РФ отсутствуют основания для начала процедуры внесения изменений в ПЗЗ в виде направленных в Комиссию каких-либо письменных предложений заинтересованных лиц о внесении изменений в ПЗЗ.
В нарушение требований части 5 статьи 31 ГрК РФ Администрацией Нижнесирского сельсовета решение о подготовке проекта ПЗЗ не принималось. В нарушении части 7 статьи 31 ГрК РФ сообщение о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в ПЗЗ не было подготовлено и опубликовано в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
После подготовки проекта о внесении изменений в ПЗЗ постановлением Администрации Нижнесирского сельсовета от 08.11.2018 № 95В в целях рассмотрения и обсуждения данного проекта назначено проведение публичных слушаний на 28.11.2018. Поскольку момент получения главой Нижнесирского сельсовета от органа местного самоуправления проекта ПЗЗ документально не зафиксирован, соответствие сроков принятия решения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту, определенных частью 11 статьи 31 ГрК РФ, установить не представляется возможным.
Срок проведения публичных слушаний по проекту ПЗЗ (не менее одного и не более трех месяцев со дня опубликования такого проекта) не соответствует части 13 статьи 31 ГрК РФ.
Со слов специалиста 1 категории администрации Нижнесирского сельсовета Таштыпского района Камалова Е.В. в соответствии с частью 9 статьи 5.1 ГрК РФ по проекту ПЗЗ, рассматриваемому на публичных слушаниях и информационных материалов к нему, проводилась экспозиция такого проекта в здании библиотеки и в Администрации Нижнесирского сельсовета. В ходе работы экспозиции было организовано консультирование посетителей экспозиции, распространение информационных материалов о проекте, подлежащем рассмотрению на публичных слушаниях.
Текст протокола публичных слушаний не соответствует требованиям части 18 статьи 5.1 ГрК РФ, а именно:
отсутствует информация об организаторе публичных слушаний;
отсутствует информация, содержащаяся в оповещении о начале публичных слушаний, дата и источник его опубликования;
отсутствует информация о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников публичных слушаний, о территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания;
отсутствует информация о предложениях и замечаниях участников публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся публичные слушания, и предложения и замечания иных участников публичных слушаний.
В нарушение частей 21, 23 статьи 5.1 ГрК РФ заключение о результатах публичных слушаний не было подготовлено и опубликовано в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации в печатных изданиях и на официальном сайте и (или) информационных системах.
В соответствии с частью 3 статьи 28, частью 12 статьи 31 ГрК РФ публичные слушания должны проводится в каждом населенном пункте муниципального образования. Согласно информации, содержащейся в постановлении Администрации Нижнесирского сельсовета от 08.11.2018 № 95В, публичные слушания были назначены и проведены в одном населенном пункте – с. Нижние Сиры, что нарушает указанные нормы законодательства.
Таким образом нормы законодательства, касающиеся процедур подготовки и проведения публичных слушаний по внесению изменений в ПЗЗ нарушены, информация до жителей поселения и потенциальных заинтересованных физических и юридических лиц о планируемых к внесению изменениях в ПЗЗ в должном объеме не доведена.
В нарушение части 16 статьи 31 ГрК РФ после проведения процедуры публичных слушаний главой местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта не было принято решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта ПЗЗ и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
Проект внесения изменений в ПЗЗ утвержден Решением 109.
Согласно части 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.
Информация о внесении изменений в ПЗЗ, утвержденные Решением 109, в орган регистрации прав не направлялась.
При изучении Решения 109 установлено, что данным нормативным правовым актом кроме утверждения проекта ПЗЗ предоставлен условно-разрешенный вид использования трем земельным участкам, по которым не проведены кадастровые работы, в том числе не определена площадь и, соответственно границы (данная информация об участках содержится в тексте Решения 109), что является нарушением градостроительного и земельного законодательства по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Без проведения кадастровых работ и, соответственно, определения точных границ, территория не может считаться земельным участком, в отношении которой могут быть совершены какие-либо юридически значимые действия, предусмотренные действующим законодательством для земельных участков, включая предоставление условно-разрешенного вида использования.
Кроме того, в соответствии с соглашением от 09.10.2020 № 10, заключенным между Администрацией муниципального образования Таштыпский район и Администрацией муниципального образования Нижнесирского сельсовет Таштыпского района органам местного самоуправления поселения не были переданы полномочия по предоставлению разрешений на условно-разрешенные виды использования земельных участков. Таким образом Решение 109 в указанной части является неправомерным.
Также пунктом 2 Решения 109 в основные виды разрешенного использования земельных участков (далее – ВРИ ЗУ) территориальных зон ПЗЗ «СХ-1 зона сельскохозяйственных угодий» и «СХ-2 зона объектов сельскохозяйственного назначения» включен ВРИ ЗУ «недропользование», что также является нарушением действующего законодательства по следующим причинам.
Указанный ВРИ ЗУ несовместим по своим функциям с сельским хозяйством, следовательно, назначение ВРИ ЗУ «недропользование» земельному участку, расположенному в сельскохозяйственной территориальной зоне, будет нарушать функциональное зонирование территории, определяемое документами территориального планирования поселения.
В целях присвоения конкретному земельному участку ВРИ ЗУ «недропользование» необходимо одновременно вносить изменения в генеральный план и ПЗЗ поселения, назначая данному участку территориальную зону ПЗЗ и функциональную зону генерального плана, предусматривающие возможность промышленного освоения соответствующей территории с учетом необходимости установления санитарно-защитных зон от объектов, связанных с добычей полезных ископаемых.
На основании изложенного считаем необходимым Совету депутатов Нижнесирского сельсовета Таштыпского района признать утратившим силу Решение 109 как полностью противоречащее действующему законодательству, включая нарушение принципов публичности, установленных для процедур по внесению изменений в градостроительную документацию поселений.
В ходе проведения проверки на предмет соответствия установленному законодательством порядку также были изучены изменения, внесенные в ПЗЗ решением Совета депутатов Нижнесирского сельсовета Таштыпского района от 06.04.2020 № 145 «О внесении изменений в отдельные положения правил землепользования и застройки, утвержденные решением Совета депутатов Нижнесирского сельсовета от 25 декабря 2012 г. № 75» (далее – Решение 145).
Установлено, что в нарушение части 3 статьи 33 ГрК РФ отсутствуют основания для начала процедуры внесения изменений в ПЗЗ в виде направленных в Комиссию каких-либо письменных предложений заинтересованных лиц о внесении изменений в ПЗЗ, включая служебные записки либо письма органов местного самоуправления Нижнесирского сельсовета.
В нарушение требований части 5 статьи 31 ГрК РФ Администрацией Нижнесирского сельсовета решение о подготовке проекта ПЗЗ не принималось. В нарушении части 7 статьи 31 ГрК РФ сообщение о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в ПЗЗ не было подготовлено и опубликовано в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
Текст протокола публичных слушаний не соответствует требованиям части 18 статьи 5.1 ГрК РФ, а именно:
отсутствует информация об организаторе публичных слушаний;
отсутствует информация, содержащаяся в оповещении о начале публичных слушаний, дата и источник его опубликования;
отсутствует информация о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников публичных слушаний, о территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания.
В нарушение частей 21, 23 статьи 5.1 ГрК РФ заключение о результатах публичных слушаний не было подготовлено и опубликовано в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации в печатных изданиях и на официальном сайте и (или) информационных системах.
В соответствии с частью 3 статьи 28, частью 12 статьи 31 ГрК РФ публичные слушания должны проводится в каждом населенном пункте муниципального образования. В данном случае публичные слушания были проведены в одном населенном пункте – с. Нижние Сиры, что нарушает указанные нормы законодательства.
Таким образом нормы законодательства, касающиеся процедур подготовки и проведения публичных слушаний по внесению изменений в ПЗЗ нарушены, информация до жителей поселения и потенциальных заинтересованных физических и юридических лиц о планируемых к внесению изменениях в ПЗЗ в должном объеме не доведена.
В нарушение части 16 статьи 31 ГрК РФ после проведения процедуры публичных слушаний главой местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта не было принято решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта ПЗЗ и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
В нарушение части 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» информация о внесении изменений в ПЗЗ, утвержденных Решением 145, в орган регистрации прав не направлялись.
На основании изложенного, с учетом необходимости приведения ПЗЗ в соответствие с требованиями законодательства в части включения в карту градостроительного зонирования всей территории поселения, включения в текстовую часть ПЗЗ положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 30 ГрК РФ, а также отображения в графической части ПЗЗ зоны территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Республике Хакасия, регионального значения (реестровый номер зоны 19:00-6.279), считаем необходимым предусмотреть в муниципальном бюджете на 2022 год средства на подготовку проекта ПЗЗ, учитывающего все имеющиеся замечания.
По разработанному проекту ПЗЗ необходимо будет провести процедуру публичных слушаний в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства.
Соблюдение порядка разработки и утверждения
местных нормативов градостроительного проектирования
Нижнесирского сельсовета
Местные нормативы градостроительного проектирования поселения не разрабатывались и не утверждались органами местного самоуправления Нижнесирского сельсовета, в связи с чем в муниципальном бюджете на 2022 год необходимо предусмотреть средства на подготовку проекта нормативов градостроительного проектирования Нижнесирского сельсовета.
Дополнительные рекомендации,
подготовленные по результатам проверки
Согласно подпункту б) пункта 1) раздела 3 соглашения от 09.10.2020 № 10, заключенного между Администрацией муниципального образования Таштыпский район и Администрацией муниципального образования Нижнесирский сельсовет Таштыпского района о передаче части полномочий, органами местного самоуправления муниципального образования Таштыпский район должен осуществляться контроль за исполнением Администрацией поселения переданных ей полномочий.
Выявленные в результате проверки факты нарушения законодательства указывают на отсутствие со стороны Администрации Таштыпского района должного контроля за соблюдением переданных полномочий.
На основании изложенного считаем необходимым Администрации Таштыпского района выполнять взятые на себя обязательства по контролю за соблюдением Администрацией Нижнесирского сельсовета законодательства при осуществлении переданных полномочий либо расторгнуть соглашение от 09.10.2020 № 10 и осуществлять полномочия в сфере градостроительной деятельности на территории Нижнесирского сельсовета в полном объеме согласно части 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
 
Начальник отдела градостроительного
развития и территориального планирования                                                       В.В. Никифоров
 
Ведущий советник отдела
градостроительного развития
и территориального планирования                                                                     Ю.Г. Даниленко

 

Приложенные документы: