|
Состояние и перспективы развития жилищно-коммунального комплекса Республики ХакасияДоклад Министра регионального развития Республики Хакасия С.Н.Новикова 16.03.2012 Слайд 1. Уважаемые коллеги, участники совещания! Ежегодные совещания о результатах развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства республики мы рассматриваем не как формальное протокольное мероприятие, а как повод для совместного анализа экономических процессов в столь важной сфере, как сфера жизнеобеспечения, корректировки наших программ и планов, уточнения задач и приоритетов, стоящих как перед Правительством Республики Хакасия и органами исполнительной власти, так и перед муниципалитетами и организациями коммунального комплекса. Слайд 2. Жилищно-коммунальное хозяйство является важным сектором экономики республики. На сегодняшний день это 1 тысяча 500 объектов инженерной инфраструктуры; 4 тысячи 184 километров коммуникаций; более шести (6,1) миллионов квадратных метров благоустроенного жилищного фонда. По состоянию на 1 января 2012 г. в Республике Хакасия оказывают жилищные и коммунальные услуги 136 предприятий, из них: - государственные и муниципальные - 42 ед. (31% от общего количества); - частные и смешанной формы собственности – 94 ед. (69%). Слайд 3. 2011 год завершили с положительным финансовым результатом 6 организаций коммунального комплекса (ГУП РХ «Хакресводоканал»; ООО «КХ «Жемчужное», Ширинский район; МУП «Изых» и МУП «Енисей», Алтайский район; ООО «Чазой» и МУП «Бельтирское ЖКХ», Аскизский район). Слайд 4. Итоги деятельности предприятий за 2011 год показывают следующее: - доходы составили - 5 млрд. 216 млн. 500 тыс. рублей; - расходы - 5 млрд. 232 млн. 200 тыс. рублей; - финансовый результат: убытки в размере 15 миллионов 700 тысяч рублей. Слайд 5. Дебиторская задолженность предприятий ЖКХ на 1 января текущего года составила 1 миллиард 841 миллион 600 тысяч рублей, в том числе населения по оплате жилищных и коммунальных услуг – 1 миллиард 325 миллионов 500 тысяч рублей. Кредиторская задолженность организаций ЖКХ по состоянию на 1 января текущего года составила 1 миллиард 967 миллионов 200 тысяч рублей. В том числе за поставленные энергоресурсы – 915 миллионов 400 тысяч рублей, из них за электроэнергию – 240 миллионов рублей, за уголь – 95,5 миллионов рублей. Собираемость платежей населения в среднем по Республике Хакасия по итогам 2011 года составила 95,3%. Слайд 6. Потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, по состоянию на 1 января составили: по воде - 19%, по теплу - 18%, по электроэнергии – до 16%. Инвестиционная составляющая, заложенная в стоимость жилищно-коммунальных услуг по итогам 2011 года, составила всего 8,6% от общих затрат предприятий ЖКХ (в том числе: ремонтные работы – 5,6%, амортизация – 2%, аренда – 1%). Нехватка капитальных вложений не позволяет решить наиболее острую проблему отрасли – замену ветхой инженерной инфраструктуры, степень износа которой по сетям водопровода достиг уровня 78 %, по очистным сооружениям – 83%, по теплосетям – 71%. Слайд 7. Причины такой ситуации в жилищно-коммунальной сфере очевидны: с конца 80-х годов практически никто не занимался решением данной проблемы на государственном уровне. Сейчас ситуация запущена до такой степени, что у предприятий нет средств для того, чтобы самостоятельно решить накопившееся проблемы. Тем не менее, в республике продолжается осуществление мероприятий по реализации республиканских целевых программ, направленных на модернизацию, развитие инженерной инфраструктуры жилищно-коммунальной отрасли. Слайд 8. Учитывая дефицит финансовых средств в бюджетах большинства муниципальных образований, из республиканского бюджета Республики Хакасия в 2012 году предусматривается выделение финансовых средств в рамках реализации мероприятий долгосрочной республиканской целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Республике Хакасия (2011-2015 годы)» в размере 230 млн. рублей. Слайд 9. Для безаварийной работы инженерных сетей, исходя из потребности в ежегодной замене ветхих инженерных сетей, необходимо к новому отопительному сезону 2012 – 2013 годов капитально отремонтировать и реконструировать не менее 29 километров тепловых, 18 километров водопроводных, 40 километров электрических сетей, 5 километров сетей водоотведения. Проведение указанных мероприятий должно обеспечить снижение количества аварий и инцидентов на объектах коммунальной инфраструктуры до 12% по сравнению с 2011 годом, а также привести к снижению доли потерь энергоресурсов, в общем количестве поданных в сеть ресурсов – на 4,7% к уровню 2011 года. Слайд 10. Минрегионом Хакасии активно ведется работа с Фондом содействия ЖКХ. На 2012 год Республике Хакасия доведены лимиты в сумме 120,5 млн. рублей, из них на переселение граждан из аварийного жилья – 75,3 млн. рублей, на капитальный ремонт жилищного фонда – 45,2 млн. рублей. В программах переселения и капитального ремонта 2012 года участвуют 8 муниципальных образований республики. Впервые участвует в программе по капремонту город Абаза. По состоянию на 15 февраля 2012 года 129 жилых домов на территории Республики Хакасия признаны аварийными и внесены в информационную систему Фонда содействия реформированию ЖКХ. Общая площадь указанных домов – 45,2 тыс. кв. м. Таким образом, приоритетными для министерства в 2012 году в дополнение к сказанному ранее станут следующие направления деятельности. Слайд 11. Первое. В связи с тем, что для предприятий жилищно-коммунального хозяйства республики остается характерной низкая платежеспособность, что обусловлено просроченной дебиторской задолженностью, недостаточностью собственных оборотных и заемных средств, убыточной деятельностью, планируется проведение мероприятий по выводу организаций коммунального комплекса республики на безубыточный уровень. Министерством уже разработан макет программы «Выход организации жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия на безубыточный уровень работы». Его утверждение планируется в рамках заседания региональной комиссии при Правительстве Республики Хакасия по выработке мер, направленных на улучшение финансового состояния организаций ЖКХ Республики Хакасия, которое запланировано на май текущего года. Реализация мероприятий стабилизирует финансово-экономическое состояние предприятий, что позволит: - снизить бюджетные расходы, связанные с финансированием деятельности предприятий; - исключить (или снизить) риск банкротства предприятий; - повысить инвестиционную привлекательность организаций коммунального комплекса; - сократить размер дебиторской и кредиторской задолженности; - повысить уровень собираемости платежей населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги. Слайд 12. Второе. В соответствии с представленными стратегическими ориентирами социально-экономического развития Республики Хакасия до 2017 года, основной целью развития жилищно-коммунального комплекса Республики Хакасия является повышение качества услуг, предоставляемых населению, при снижении их стоимости за счёт реализации мероприятий по модернизации и применению новых энергоэффективных технологий. Решение задач восстановления основных фондов коммунальной инфраструктуры соответствует установленным приоритетам и возможно только программными методами, путём проведения комплекса организационных, производственных, социально-экономических и других мероприятий. К основным факторам, сдерживающим достижение указанной цели, можно отнести: - недостаточное развитие коммунальных систем для обеспечения возрастающих потребностей общества, в том числе связанных с новым строительством и развитием территорий муниципальных образований; - сверхнормативные затраты, не учтённые в тарифах на коммунальные услуги, и как следствие, выпадающие доходы предприятий – поставщиков коммунальных услуг; - высокий уровень физического и морального износа объектов и сооружений, составляющий в среднем 65 процентов, а некоторые объекты коммунальной инфраструктуры изношены более чем на 80 процентов, увеличивающие ежегодно процент количества аварийных ситуаций, как на сетях, так и на теплоисточниках в зимний отопительный период; - неравномерное распределение коммунальных мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов. Необходимость в достаточно короткий срок с 2012 по 2017 годы решить масштабные задачи Программы и определяет целесообразность использования программно-целевого метода решения имеющихся проблем, поскольку они: 1) Входят в число приоритетов для формирования республиканских целевых программ, а их решение позволяет обеспечить условия для устойчивого и эффективного развития жилищно-коммунального комплекса; 2) Не могут быть решены в пределах одного года и требуют значительных бюджетных расходов (частично на возвратной основе). Участники настоящего совещания прекрасно понимают, что частные хозяйствующие субъекты не проявляют интерес к управлению объектами коммунальной инфраструктуры, на которых предварительно не проведена полная реконструкция, требующая значительных капиталовложений на первых этапах работы, с учётом достаточно большого срока окупаемости. Для достижения максимального эффекта по развитию коммунальной отрасли республики необходимо формирование комплексных инвестиционных проектов. Реализация данных проектов должна быть построена на принципах софинансирования, с аккумуляцией средств республиканского бюджета, бюджетов муниципальных образований республики, тарифной составляющей предприятий ОКК и привлечением внебюджетных средств. На сегодняшний день сформированная структура жилищно-коммунальной сферы Республики Хакасия позволяет развивать частно-государственное партнёрство. В настоящее время Минрегион Хакасии приступил к разработке принципиально новой, структурированной программы «Модернизация жилищно-коммунальной отрасли Республики Хакасия на 2012 – 2017 годы». Таким образом, новизна разрабатываемой программы заключается в: 1) Комплексном подходе к модернизации коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, создании инструментов стратегического управления развитием коммунальной инфраструктуры в интересах потребителей; 2) Формировании практики долгосрочного финансирования проектов в сфере ЖКХ и привлечения долгосрочных инвестиционных ресурсов частного сектора; 3) Использовании бюджетных ресурсов исключительно для запуска и отработки механизмов долгосрочного проектного финансирования, а также оказания бюджетной поддержки муниципальным образованиям в целях выравнивания стартовых условий доступности коммунальных услуг; - фиксирование конкретных для реализации мероприятий по инвентаризации объектов, изготовлению проектно-сметной документации, строительства, реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, определённых на основе приоритетности и целесообразности, обоснованных муниципальными образованиями по экономическим, техническим и социальным показателям. Для решения основных задач программы по повышению надёжности и эффективности работы коммунальной инфраструктуры путём её масштабной оптимизации предполагается: - создание системы требований к планированию развития, капитального ремонта и модернизации систем коммунальной инфраструктуры посредством реализации программ перспективного комплексного развития с учетом территориального планирования муниципальных образований, заключений и рекомендаций технических аудитов, а также предписаний надзорных органов; - формирование системы государственной поддержки (путём компенсации расходов по уплате процентов по кредитам и предоставления бюджетных субсидий) для развития и модернизации коммунальной инфраструктуры в районах и городских округах республики; - финансирование реконструкции жилищного фонда и модернизации коммунальной инфраструктуры через кредитно-финансовые организации; - формирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учётом региональных различий и на основе экономически обоснованной целесообразности. Ожидаемый экономический эффект от реализации Программы планируется обеспечить за счёт использования бюджетных средств, в том числе и на возвратной основе, долгосрочного финансирования утверждённых проектов модернизации коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, привлечения средств внебюджетных источников, а также использования бюджетного финансирования инвестиционных проектов исключительно в целях выравнивания доступности жилищно-коммунальных услуг для потребителей, по установленным показателям качества и требуемым объёмам. Реализация указанной программы должна обеспечить переход предприятий ЖКХ на безубыточный режим деятельности, позволяющий формирование системы тарифного регулирования, нацеленного на повышение надёжности и эффективности поставок коммунальных ресурсов, стимулирующей инвестиции в коммунальную инфраструктуру. Уважаемые коллеги! Слайд 13. Целью проведения сегодняшнего совещания является как оценка состояния жилищно-коммунальной отрасли в республике, так и определение перспектив ее развития на предстоящий период. В центре нашего внимания должны находиться вопросы: - обеспечения бесперебойной работы коммунального комплекса и снижения непроизводительных расходов отрасли; - оказания государственной поддержки (путем компенсации расходов по уплате процентов по кредитам и предоставления бюджетных субсидий) для развития и модернизации коммунальной инфраструктуры в городах и сельских поселениях; - увеличения платежеспособности предприятий коммунального комплекса; - ликвидации в среднесрочной перспективе аварийного жилья, стимулирования развития строительной отрасли в Республике Хакасия, в том числе развития малоэтажной застройки. Спасибо за внимание! Дата создания: 19.03.2012 Дата обновления: 22.03.2012
Скачать присоединенный файл
|