Официальный портал органов исполнительной власти Республики ХакасияИнтернет-приёмная Министерства регионального развития Республики ХакасияГорячие линииПереселение из аварийного жильяОбщественный совет по ЖКХЖильё для российской семьиЭлектронное ЖКХ Республики Хакасия

Доклад заместителя министра регионального развития Республики Хакасия – руководителя Департамента промышленности и торговли Т.А. Стельмах (совещание 17.06.2011)

Министерство регионального развития Республики Хакасия является уполномоченным органом Правительства Республики Хакасия по исполнению Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» на территории Республики Хакасия.

Закон о торговле вступил в силу с 1 февраля 2010 года и направлен на упорядочение отношений, связанных с организацией торговой деятельности на территории Российской Федерации, в целях создания прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, устранения недобросовестных практик и давления на контрагентов со стороны торговых сетей и поставщиков, а также устранения излишних административных барьеров в торговле, поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере торговли и производства продовольственных товаров.

Закон о торговле содержит ряд норм, направленных на совершенствование антимонопольного регулирования и развитие конкуренции на рынке услуг розничной торговли. Статьей 15 вышеуказанного закона органам государственной власти субъекта Российской Федерации определены нормы, направленные на устранение региональных барьеров в розничной торговле, в том числе:

  1. Запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  2. Запрещается понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, продавать товары по ценам, определенным в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта.
  3. Запрещается введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров между субъектами Российской Федерации, между муниципальными образованиями в границах субъекта Российской Федерации
  4. Запрещается введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территории субъекта.
  5. Запрещается понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки с определенным хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки товаров.

Необходимо акцентировать внимание на статье 9 вышеуказанного Федерального закона, где указывается, что соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого торговой сети, в связи с приобретением им у поставщика продовольственных товаров определённого количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать десяти процентов от цены приобретенных товаров.

Не допускается выплата вознаграждения только за четыре позиции социально значимых продовольственных товаров, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 530:

  1. Мясо кур (тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров) по ГОСТ Р 52702-2006 со сроком годности менее 10 дней
  2. Молоко питьевое пастеризованное 2,5 - 3,2% жирности по ГОСТ Р 52090-2003 со сроком годности менее 10 дней
  3. Хлеб и хлебобулочные изделия из ржаной и смеси ржаной и пшеничной муки по ГОСТ 52961-2008 со сроком годности менее 10 дней
  4. Хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки по ГОСТ 52462-2005 со сроком годности менее 10 дней.

Поэтому, когда торговые сети в договорах поставки указывают вознаграждение за реализацию сельскохозяйственной продукции, то это они делают в рамках федерального закона.

Эти нормы перечислены для сведения сельхозтоваропроизводителей, чтобы не было свободных суждений по поводу того, как, по их мнению, должна быть организована работа в торговле. Все хозяйствующие субъекты торговли, в том числе и розничные сети, работают в рамках этого федерального закона и знают свои права и свои обязанности.

При подготовке к этому совещанию Министерство регионального развития Республики Хакасия направило запросы основным производителям сельскохозяйственной продукции республики с просьбой представить информацию о принятых (принимаемых) ими мерах, направленных на увеличение объема отпускаемой продукции в торговые сети и возникающих проблемах при реализации своей продукции через торговые сети. Это:

  1. ОАО «Усть-Абаканская птицефабрика»,
  2. ООО «Сибирская губерния»,
  3. ОАО «Хлеб»,
  4. ОАО «Саянмолоко»,
  5. ООО УК «МаВР»,
  6. ОАО «Кондитерская фабрика «Абаканская»,
  7. ООО «Кондитерский концерн Черногорский».

Ответ представили два производителя (ООО «Сибирская губерния» ОАО «Хлеб»), но в их ответах мы не увидели особых препятствий, которые бы не позволили сельхозпроизводителям Республики Хакасия сотрудничать с торговыми сетями. Тот факт, что с какими-то торговыми сетями у них сложились торгово-экономические отношения, а с какими-то нет, – это нормальная практика сотрудничества. Выгодные коммерческие предложения всегда будут рассмотрены торговыми сетями.

Аналогичные письма-запросы мы направили в крупные торговые сети с вопросом о перечне сельхозтоваропроизводителей Республики Хакасия, с которыми сложились торгово-экономические отношения. Так, магазины сети «Продукты ВСК» работают с 17 сельхозтоваропроизводителями, в магазине сети «Красный Яр» представлена продукция 14 местных поставщиков этой продукции, сеть магазинов «Поляна» работает с 18 местными товаропроизводителями по широкому ассортименту сельскохозяйственной продукции и так можно перечислять по каждой торговой сети.

Проведем анализ мониторинга цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости в Республике Хакасия за прошедшие месяцы 2011 года.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия, в марте 2011 года прирост цен на товары и услуги составил 0,7%, при этом в группе продовольственных товаров значительный прирост цен отмечен на яйца куриные – на 10,1%, гречневую крупу – на 6,2%, картофель – на 3,5%.

В апреле 2011 года ситуация фактически не меняется: прирост цен на товары и услуги составил 0,3%, но значительный прирост цен отмечен на яйца куриные – на 7,9%, гречневую крупу – на 8,8%, хлеб ржаной и ржано-пшеничный – на 6,7%.

В мае 2011 года прирост цен на товары и услуги составил 0,6%, в то же время резко подорожала свекла – на 43%, морковь на 9,6%, капуста – на 6,4%.

Основные товары, которые «разгоняют» инфляцию в Республике Хакасия, – это баранина, яйца куриные, морковь, гречневая крупа, картофель, капуста, то есть то, что у нас производится и выращивается без учета климатических особенностей региона.

В связи с тем, что во II квартале 2011 года на территории республики уже нет для розничной сети ни свеклы, ни моркови (этот факт подтверждает и письмо Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия И.Э. Вагнера), овощи приходится завозить из других соседних регионов и дополнительно включать транспортные расходы на доставку.

По данным Департамента конкуренции Министерства экономического развития Российской Федерации, в Республике Хакасия зарегистрирован самый высокий недельный рост цен среди всех субъектов Российской Федерации на морковь в период с 17 по 23 мая 2011 года – на 9,7 % за неделю и в период с 11 по 16 мая 2011 года на картофель – рост 6,4% за неделю. Отсутствие овощной продукции, выращенной в нашем регионе, незамедлительно сказывается на розничных ценах. В связи с тем, что эти продукты входят в перечень социально значимых продовольственных товаров, ценовая политика этих товаров находится под пристальным вниманием не только региональных, но и федеральных органов власти, так как это один из основных показателей оценки деятельности руководителя региона.

В мае 2011 года резко подешевели яйца куриные – на 23,3%, эта тенденция наблюдается и сейчас (за последнюю неделю снижение составило 8,6%). В связи с этим возник вопрос, почему в апреле 2011 года в период пасхальных праздников у единственного местного производителя ОАО «Усть-Абаканская птицефабрика» оптовая цена на яйцо 1 категории достигала 36,6 рублей, а в июне резко снизилась до 17,0 рублей. Исходя из данной цены можно сделать вывод, что птицефабрика, используя традиционные национальные праздники, монопольно завысила отпускные цены, получая максимальную маржу, а сегодня с сезонным падением спроса на их продукцию снизила оптовые цены. Этот вопрос интересует не только торговые сети, но и рядовых покупателей, в том числе социально незащищенные слои населения. Его можно предложить на рассмотрение Федеральной антимонопольной службе по Республике Хакасия.

На сегодняшний день у сельхозтоваропроизводителей возникают сложности при продвижении своей продукции в розничную сеть, что во многом связано и с тем, что недостаточно развита маркетинговая политика предприятия производителя.

По состоянию на 1 января 2011 в Республике Хакасия осуществляют торговую деятельность 6720 предприятий, из них около 3000 - это магазины продовольственных товаров и предприятия общественного питания. Несложно посчитать, что сотрудников, занятых реализацией собственной продукции на предприятиях агропромышленного комплекса, недостаточно для полного охвата всех торговых предприятий.

Считаем необходимым предприятиям агропромышленного комплекса перенимать опыт по продвижению собственной продукции, например, у оптовых алкогольных компаний, которые имеют штат менеджеров и идет в прямом смысле борьба за каждый торговый объект, за каждое наименование алкогольной продукции, чего не скажешь о продвижении сельскохозяйственной продукции.

Министерство регионального развития Республики Хакасия реально оценивает правовую грамотность сельхозтоваропроизводителей республики и в части логистики товародвижения, в связи с чем предлагает по всем вопросам, связанным с торговой деятельностью, напрямую обращаться к специалистам отдела потребительского рынка нашего министерства по адресу: город Абакан, ул. Щетинкина, 18, или по телефону 8(3902)22-11-38. Подробная информация о развитии потребительского рынка республики размещена на Официальном портале исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия в разделе «Министерство регионального развития Республики Хакасия». По итогам нашего совещания будет дополнительно размещена информация о торговых сетях, которым можно будет в электронном виде делать коммерческие предложения по реализации собственной сельскохозяйственной продукции.

Если Вы, как поставщик сельскохозяйственной продукции, считаете, что Ваши права нарушены, то у Вас есть право обратиться с жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, которая находится по адресу: город Абакан, улица Вяткина, 4.

Целью нашего совещания считаем прийти к единому мнению по продвижению продукции местных сельхозтоваропроизводителей в торговые сети республики. Для этого приглашены руководители и представители таких крупных сетей, как «Поляна», «Командор», «Красный Яр», «Продукты ВСК», «Ролби», «Светофор», Центрального рынка города Абакана, рынка «Северный» города Абакана.

Надеемся на взаимовыгодное сотрудничество между торговыми сетями и сельхозтоваропроизводителями республики.