javascript:;
Официальный портал органов исполнительной власти Республики ХакасияИнтернет-приёмная Министерства регионального развития Республики ХакасияГорячие линииПереселение из аварийного жильяОбщественный совет по ЖКХЖильё для российской семьиЭлектронное ЖКХ Республики Хакасия

Состояние и перспективы развития жилищно-коммунального комплекса Республики Хакасия

Доклад Министра регионального развития Республики Хакасия С.Н.Новикова 16.03.2012

Слайд 1.

Уважаемые коллеги, участники совещания!

Ежегодные совещания о результатах развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства республики мы рассматриваем не как формальное протокольное мероприятие, а как повод для совместного анализа экономических процессов в столь важной сфере, как сфера жизнеобеспечения, корректировки наших программ и планов, уточнения задач и приоритетов, стоящих как перед Правительством Республики Хакасия и органами исполнительной власти, так и перед муниципалитетами и организациями коммунального комплекса.

Слайд 2.

Жилищно-коммунальное хозяйство является важным сектором экономики республики. На сегодняшний день это 1 тысяча 500 объектов инженерной инфраструктуры; 4 тысячи 184 километров коммуникаций; более шести (6,1) миллионов квадратных метров благоустроенного жилищного фонда.

По состоянию на 1 января 2012 г. в Республике Хакасия оказывают жилищные и коммунальные услуги 136 предприятий, из них:

- государственные и муниципальные - 42 ед. (31% от общего количества);

- частные и смешанной формы собственности – 94 ед. (69%).

Слайд 3.

2011 год завершили с положительным финансовым результатом 6 организаций коммунального комплекса (ГУП РХ «Хакресводоканал»; ООО «КХ «Жемчужное», Ширинский район; МУП «Изых» и МУП «Енисей», Алтайский район; ООО «Чазой» и МУП «Бельтирское ЖКХ», Аскизский район).

Слайд 4.

Итоги деятельности предприятий за 2011 год показывают следующее:

 - доходы составили - 5 млрд. 216 млн. 500 тыс. рублей;

 - расходы - 5 млрд. 232 млн. 200 тыс. рублей;

 - финансовый результат: убытки в размере 15 миллионов 700 тысяч рублей.

Слайд 5.

Дебиторская задолженность предприятий ЖКХ на 1 января текущего года составила 1 миллиард 841 миллион 600 тысяч рублей, в том числе населения по оплате жилищных и коммунальных услуг – 1 миллиард 325 миллионов 500 тысяч рублей. 

Кредиторская задолженность организаций ЖКХ по состоянию на 1 января текущего года составила 1 миллиард 967 миллионов 200 тысяч рублей. В том числе за поставленные энергоресурсы – 915 миллионов 400 тысяч рублей, из них за электроэнергию – 240 миллионов рублей, за уголь – 95,5 миллионов рублей.

Собираемость платежей населения в среднем по Республике Хакасия по итогам 2011 года составила 95,3%.

Слайд 6.

Потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, по состоянию на 1 января составили: по воде - 19%, по теплу - 18%, по электроэнергии – до 16%.

Инвестиционная составляющая, заложенная в стоимость жилищно-коммунальных услуг по итогам 2011 года, составила всего 8,6% от общих затрат предприятий ЖКХ (в том числе: ремонтные работы – 5,6%, амортизация – 2%, аренда – 1%).

Нехватка капитальных вложений не позволяет решить наиболее острую проблему отрасли – замену ветхой инженерной инфраструктуры, степень износа которой по сетям водопровода достиг уровня 78 %, по очистным сооружениям – 83%, по теплосетям – 71%.

Слайд 7.

Причины такой ситуации в жилищно-коммунальной сфере очевидны: с конца 80-х годов практически никто не занимался решением данной проблемы на государственном уровне. Сейчас ситуация запущена до такой степени, что у предприятий нет средств для того, чтобы самостоятельно решить накопившееся проблемы.

Тем не менее, в республике продолжается осуществление мероприятий по реализации республиканских целевых программ, направленных на модернизацию, развитие инженерной инфраструктуры жилищно-коммунальной отрасли.

Слайд 8.

Учитывая дефицит финансовых средств в бюджетах большинства муниципальных образований, из республиканского бюджета Республики Хакасия в 2012 году предусматривается выделение финансовых средств в рамках реализации мероприятий долгосрочной республиканской целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Республике Хакасия (2011-2015 годы)» в размере 230 млн. рублей.

Слайд 9.

Для безаварийной работы инженерных сетей, исходя из потребности в ежегодной замене ветхих инженерных сетей, необходимо к новому отопительному сезону 2012 – 2013 годов капитально отремонтировать и реконструировать не менее 29 километров тепловых, 18 километров водопроводных, 40 километров электрических сетей, 5 километров сетей водоотведения.

Проведение указанных мероприятий должно обеспечить снижение количества аварий и инцидентов на объектах коммунальной инфраструктуры до 12% по сравнению с 2011 годом, а также привести к снижению доли потерь энергоресурсов, в общем количестве поданных в сеть ресурсов – на 4,7% к уровню 2011 года.

Слайд 10.

Минрегионом Хакасии активно ведется работа с Фондом содействия ЖКХ. На 2012 год Республике Хакасия доведены лимиты в сумме 120,5 млн. рублей, из них на переселение граждан из аварийного жилья – 75,3 млн. рублей, на капитальный ремонт жилищного фонда – 45,2 млн. рублей. В программах переселения и капитального ремонта 2012 года участвуют 8 муниципальных образований республики. Впервые участвует в программе по капремонту город Абаза.

По состоянию на 15 февраля 2012 года 129 жилых домов на территории Республики Хакасия признаны аварийными и внесены в информационную систему Фонда содействия реформированию ЖКХ. Общая площадь указанных домов – 45,2 тыс. кв. м.

Таким образом, приоритетными для министерства в 2012 году в дополнение к сказанному ранее станут следующие направления деятельности.

Слайд 11.

Первое. В связи с тем, что для предприятий жилищно-коммунального хозяйства республики остается характерной низкая платежеспособность, что обусловлено просроченной дебиторской задолженностью, недостаточностью собственных оборотных и заемных средств, убыточной деятельностью, планируется проведение мероприятий по выводу организаций коммунального комплекса республики на безубыточный уровень.

Министерством уже разработан макет программы «Выход организации жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия на безубыточный уровень работы». Его утверждение планируется в рамках заседания региональной комиссии при Правительстве Республики Хакасия по выработке мер, направленных на улучшение финансового состояния организаций ЖКХ Республики Хакасия, которое запланировано на май текущего года.

Реализация мероприятий стабилизирует финансово-экономическое состояние предприятий, что позволит:

- снизить бюджетные расходы, связанные с финансированием деятельности предприятий;

- исключить (или снизить) риск банкротства предприятий;

- повысить инвестиционную привлекательность организаций коммунального комплекса;

- сократить размер дебиторской и кредиторской задолженности;

- повысить уровень собираемости платежей населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги.

Слайд 12.

Второе.

В соответствии с представленными стратегическими ориентирами социально-экономического развития Республики Хакасия до 2017 года, основной целью развития жилищно-коммунального комплекса Республики Хакасия является повышение качества услуг, предоставляемых населению, при снижении их стоимости за счёт реализации мероприятий по модернизации и применению новых энергоэффективных технологий.

Решение задач восстановления основных фондов коммунальной инфраструктуры соответствует установленным приоритетам и возможно только программными методами, путём проведения комплекса организационных, производственных, социально-экономических и других мероприятий.

К основным факторам, сдерживающим достижение указанной цели, можно отнести:

- недостаточное развитие коммунальных систем для обеспечения возрастающих потребностей общества, в том числе связанных с новым строительством и развитием территорий муниципальных образований;

- сверхнормативные затраты, не учтённые в тарифах на коммунальные услуги, и как следствие, выпадающие доходы предприятий – поставщиков коммунальных услуг;

- высокий уровень физического и морального износа объектов и сооружений, составляющий в среднем 65 процентов, а некоторые объекты коммунальной инфраструктуры изношены более чем на 80 процентов, увеличивающие ежегодно процент количества аварийных ситуаций, как на сетях, так и на теплоисточниках в зимний отопительный период;

- неравномерное распределение коммунальных мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов.

Необходимость в достаточно короткий срок с 2012 по 2017 годы решить масштабные задачи Программы и определяет целесообразность использования программно-целевого метода решения имеющихся проблем, поскольку они:

1) Входят в число приоритетов для формирования республиканских целевых программ, а их решение позволяет обеспечить условия для устойчивого и эффективного развития жилищно-коммунального комплекса;

2) Не могут быть решены в пределах одного года и требуют значительных бюджетных расходов (частично на возвратной основе).

Участники настоящего совещания прекрасно понимают, что частные хозяйствующие субъекты не проявляют интерес к управлению объектами коммунальной инфраструктуры, на которых предварительно не проведена полная реконструкция, требующая значительных капиталовложений на первых этапах работы, с учётом достаточно большого срока окупаемости.

Для достижения максимального эффекта по развитию коммунальной отрасли республики необходимо формирование комплексных инвестиционных проектов. Реализация данных проектов должна быть построена на принципах софинансирования, с аккумуляцией средств республиканского бюджета, бюджетов муниципальных образований республики, тарифной составляющей предприятий ОКК и привлечением внебюджетных средств.

На сегодняшний день сформированная структура жилищно-коммунальной сферы Республики Хакасия позволяет развивать частно-государственное партнёрство.

В настоящее время Минрегион Хакасии приступил к разработке принципиально новой, структурированной программы «Модернизация жилищно-коммунальной отрасли Республики Хакасия на 2012 – 2017 годы».

Таким образом, новизна разрабатываемой программы заключается в:

1) Комплексном подходе к модернизации коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, создании инструментов стратегического управления развитием коммунальной инфраструктуры в интересах потребителей;

2) Формировании практики долгосрочного финансирования проектов в сфере ЖКХ и привлечения долгосрочных инвестиционных ресурсов частного сектора;

3) Использовании бюджетных ресурсов исключительно для запуска и отработки механизмов долгосрочного проектного финансирования, а также оказания бюджетной поддержки муниципальным образованиям в целях выравнивания стартовых условий доступности коммунальных услуг;

- фиксирование конкретных для реализации мероприятий по инвентаризации объектов, изготовлению проектно-сметной документации, строительства, реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, определённых на основе приоритетности и целесообразности, обоснованных муниципальными образованиями по экономическим, техническим и социальным показателям.

Для решения основных задач программы по повышению надёжности и эффективности работы коммунальной инфраструктуры путём её масштабной оптимизации предполагается:

- создание системы требований к планированию развития, капитального ремонта и модернизации систем коммунальной инфраструктуры посредством реализации программ перспективного комплексного развития с учетом территориального планирования муниципальных образований, заключений и рекомендаций технических аудитов, а также предписаний надзорных органов;

- формирование системы государственной поддержки (путём компенсации расходов по уплате процентов по кредитам и предоставления бюджетных субсидий) для развития и модернизации коммунальной инфраструктуры в районах и городских округах республики;

- финансирование реконструкции жилищного фонда и модернизации коммунальной инфраструктуры через кредитно-финансовые организации;

- формирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учётом региональных различий и на основе экономически обоснованной целесообразности.

Ожидаемый экономический эффект от реализации Программы планируется обеспечить за счёт использования бюджетных средств, в том числе и на возвратной основе, долгосрочного финансирования утверждённых проектов модернизации коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, привлечения средств внебюджетных источников, а также использования бюджетного финансирования инвестиционных проектов исключительно в целях выравнивания доступности жилищно-коммунальных услуг для потребителей, по установленным показателям качества и требуемым объёмам.

Реализация указанной программы должна обеспечить переход предприятий ЖКХ на безубыточный режим деятельности, позволяющий формирование системы тарифного регулирования, нацеленного на повышение надёжности и эффективности поставок коммунальных ресурсов, стимулирующей инвестиции в коммунальную инфраструктуру.

Уважаемые коллеги!

Слайд 13.

Целью проведения сегодняшнего совещания является как оценка состояния жилищно-коммунальной отрасли в республике, так и определение перспектив ее развития на предстоящий период. В центре нашего внимания должны находиться вопросы:

- обеспечения бесперебойной работы коммунального комплекса и снижения непроизводительных расходов отрасли;

- оказания государственной поддержки (путем компенсации расходов по уплате процентов по кредитам и предоставления бюджетных субсидий) для развития и модернизации коммунальной инфраструктуры в городах и сельских поселениях;

- увеличения платежеспособности предприятий коммунального комплекса;

- ликвидации в среднесрочной перспективе аварийного жилья, стимулирования развития строительной отрасли в Республике Хакасия, в том числе развития малоэтажной застройки.

Спасибо за внимание!

Дата создания: 19.03.2012 Дата обновления: 22.03.2012
Скачать присоединенный файл