javascript:;
Официальный портал органов исполнительной власти Республики ХакасияИнтернет-приёмная Министерства регионального развития Республики ХакасияГорячие линииПереселение из аварийного жильяОбщественный совет по ЖКХЖильё для российской семьиЭлектронное ЖКХ Республики Хакасия

Результаты обобщения правоприменительной практики осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Республики Хакасия в 2022 году

 

Результаты обобщения правоприменительной практики осуществления регионального государственного контроля (надзора)
в области долевого строительства многоквартирных домов
и (или) иных объектов недвижимости
на территории Республики Хакасия в 2022 году

 
Обобщение правоприменительной практики осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов (или) иных объектов недвижимости на территории Республики Хакасия в соответствии с законодательством Российской Федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (далее – обобщение правоприменительной практики) подготовлено в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Органом, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства на территории Республики Хакасия, является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее – Минстрой Хакасии).
  I. Общие положения
  Целью проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства является:
1) обеспечение единства практики применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
2) обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Минстроя Хакасии путем опубликования;
3) снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности заинтересованных лиц о практике применения обязательных требований;
4) совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований.
Задачами обобщения правоприменительной практики являются:
1) выявление проблемных вопросов применения Минстроем Хакасии при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства обязательных требований;
2) выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
3) выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
4) подготовка предложений по совершенствованию законодательства;
5) снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;
6) выявление типичных нарушений обязательных требований, и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
  II. Нормативно-правовое регулирование при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства
  При реализации функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства Минстрой Хакасии руководствуется в своей деятельности:
1.                 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;
2.                 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004                         № 190-ФЗ;
3.                  Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ;
4.                 Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
5.                 Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
6.                 Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
7.                 Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
8.                 Федеральный закон от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
9.                 Закон Республики Хакасия от 10.12.2012 № 114-ЗРХ «О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав граждан – участников долевого строительства, на территории Республики Хакасия»;
10.             Постановление Правительства Российской Федерации от 25.09.2018 № 1133 «Об установлении адреса сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
11.             Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 № 1683 «О нормативах финансовой устойчивости деятельности застройщика»;
12.             Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 № 1777 «О порядке согласования назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости»;
13.             Постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2019 № 319 «О единой информационной системе жилищного строительства»;
14.             Постановление Правительства Российской Федерации от 13.03.2020 № 276 «Об утверждении Правил направления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, запросов в уполномоченные банки о предоставлении информации в отношении застройщиков, необходимой для осуществления ими своих полномочий по государственному контролю (надзору) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости»;
15.             Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»;
16.             Распоряжение Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия от 28.08.2013 № 159-рп «О постоянно действующем координационно-совещательном органе по вопросам защиты прав граждан – участников долевого строительства   на территории   Республики Хакасия»;
17.             Постановление Правительства Республики Хакасия от 30.12.2014 № 722 «Об утверждении Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия»;
18.             Постановление Правительства Республики Хакасия от 23.12.2021 № 689 Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Республики Хакасия и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Хакасия;
19.             Постановление Правительства Республики Хакасия от 23.10.2019 № 542 «Об утверждении порядка осуществления меры по защите прав пострадавших участников долевого строительства в виде подбора нового застройщика для завершения строительства проблемного объекта либо для строительства нового объекта с последующей передачей жилых помещений в нем пострадавшим участникам долевого строительства и внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Хакасия»;
20.             Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28.08.2014 № 84н «Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов»;
21.             Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.11.2016 № 854/пр «Об установлении понижающих коэффициентов для расчета площади лоджии, веранды, балкона, террасы, используемой при расчете общей приведенной площади жилого помещения»;
22.             Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.12.2016 № 996/пр «Об утверждении формы проектной декларации»;
23.             Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.10.2018 № 656/пр «Об утверждении формы и порядка предоставления застройщиками в контролирующий орган отчётности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства».
24.             Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.05.2019 № 278/пр «Об утверждении порядка расчета норматива обеспеченности обязательств и норматива целевого использования средств»;
25.             Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.09.2019 № 555/пр «О составе сведений единого реестра проблемных объектов»;
26.             Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18.12.2019 № 820/пр «О порядке получения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, от застройщика информации о лицах, осуществляющих работы, поставки товаров и (или) предоставляющих услуги по проведению инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства, а также о видах таких товаров, работ, услуг и информации о наличии у этих лиц соответствующих допусков (лицензий) к осуществлению указанных видов работ, поставок товаров и предоставлению услуг»;
27.             Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31.12.2020 № 930/пр «Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости»;
28.             Приказом Минэкономразвития России от 31.05.2021 № 151 «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом»;
29.             Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия от 26.01.2015 № 090-14-п «О перечне должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области долевого строительства»;
30.             Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия от 12.12.2022 № 090-224-п «Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости»;
31.             Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия от 02.07.2019 № 090-289-п «Об утверждении паспортов ключевых показателей результативности контрольно-надзорной деятельности».
  III. Правоприменительная практика организации и проведения регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства
  Глава 1. Осуществление регионального государственного контроля (надзора)
в области долевого строительства
  В соответствии с ч. 3 ст. 23.5 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» плановые проверки в отношении лиц, осуществляющих привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, не проводятся.
Региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства осуществляется посредством организации и проведения внеплановых документарных и выездных проверок застройщиков. Проведение таких проверок предусматривает взаимодействие с контролируемыми лицами.
В соответствии с требованиями п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» с 10.03.2022 внеплановые проверки не проводились.
Осуществлялись контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами, проведение которых допускается п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», а именно наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) - сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети «Интернет», иных общедоступных данных.
  Глава 2. Использование оснований для проведения
контрольных (надзорных) мероприятий
  Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть:
наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа.
  Глава 3. Организация и сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий
  Контрольные (надзорные) мероприятия в виде внеплановых документарных проверок проводятся на основании решения Министра (заместителя Министра).
Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления им таких документов орган, а также период с момента направления контролируемому лицу информации о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных им документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, имеющимся у контрольного (надзорного) органа и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в контрольный (надзорный) орган.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) осуществляется регулярно на основании заданий Министра (заместителя Министра).
  Глава 4. Оформление результатов контрольных (надзорных) мероприятий и принятие мер по их результатам
  По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт. В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, приобщаются к акту.
В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений контролируемым лицом обязательных требований может быть принято одно из следующих решений:
решение об объявлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
решение о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения. При неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 19.5;
2) решение о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.28, 14.28.1, ст. 19.7 или направление сведений о выявленных признаках преступления или административного правонарушения в государственный орган, обладающий соответствующими полномочиями, для принятия им мер по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом нарушений им обязательных требований может быть принято одно из следующих решений:
1) решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 60 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
2) решение об объявлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
3) решение о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений в порядке. Такая возможность указана в ч. 3 ст. 23.5 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
В 2022 году при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом Минстроем Хакасии выдано 3 предписания об устранении выявленных нарушений, объявлено 44 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Должностные лица Минстроя Хакасии осуществляли своевременный контроль за выполнением выданных предписаний и объявленных предостережений.
Информация о результатах контрольной (надзорной) деятельности Минстроя Хакасии в области долевого строительства размещалась на официальном сайте Минстроя Хакасии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
  Глава 5. Привлечение к административной ответственности за административные правонарушения, выявленные по результатам контрольных (надзорных) мероприятий
  В соответствии с ч. 2 ст. 23.5 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» предметом регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости является соблюдение лицами, привлекающими денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, обязательных требований, установленных этим законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 28.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом.
В 2022 году такие мероприятия не осуществлялись. Дела об административных правонарушениях не возбуждались.
  Глава 6. Оценка тяжести нарушений обязательных требований и выбор ответственности контролируемого лица.
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
  При выборе вида наказания и меры ответственности за совершение административного правонарушения должностные лица Минстроя Хакасии руководствуются положениями КоАП РФ, учитывают смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства, а также возможность замены административного штрафа предупреждением.
Приоритет отдаётся профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Минстроем Хакасии осуществляются следующие профилактические мероприятия.
1) Информирование. Размещение сведений, перечень которых установлен ч. 3 ст. 46 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», на официальном сайте Минстроя Хакасии в сети «Интернет» и Официальном портале исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия.
2) Обобщение правоприменительной практики. Обзор практики осуществления Минстроем Хакасии регионального (государственного) контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
3) Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. В 2022 году по результатам 242 контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом составлено 125 актов и объявлено 44 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
4) Консультирование. Разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального (государственного) контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
5) Профилактический визит. Проведение обязательных профилактических визитов в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
    IV. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Республики Хакасия
  Типичными нарушениями, выявленными по результатам проведения в 2022 году контрольных (надзорных) мероприятий, явились нарушения порядка размещения информации в единой информационной системе жилищного строительства (далее - ЕИСЖС):
неразмещение застройщиком информации в ЕИСЖС;
нарушение порядка, сроков и (или) периодичности размещения информации;
размещение информации не в полном объеме;
Основными причинами нарушений обязательных требований являются:
изменения законодательства, действующего в области долевого строительства;
отсутствие информированности и заинтересованности застройщика в исполнении обязательных требований, действующих в области долевого строительства, а также правовая неграмотность лиц, участвующих в долевом строительстве;
проблемы технического характера.
Основные рекомендации контролируемым лицам (застройщикам) по проведению мероприятий, направленных на устранении причин совершения массовых нарушений обязательных требований:
принятие участия в вебинарах по вопросам долевого строительства;
ознакомление с результатами проведения проверок на сайте Минстроя Хакасии;
изучение требований нормативных правовых актов, действующих в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (с изменениями);
своевременное ознакомление с изменениями в законодательстве, действующем в области долевого строительства.

 

 

Дата создания: 13.03.2023 Дата обновления: 13.03.2023