Официальный портал органов исполнительной власти Республики ХакасияИнтернет-приёмная Министерства регионального развития Республики ХакасияГорячие линииПереселение из аварийного жильяОбщественный совет по ЖКХЖильё для российской семьиЭлектронное ЖКХ Республики Хакасия

Руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

 

Руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации":

 

Руководство по соблюдению обязательных требований подготовлено в соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 46 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ), Федеральным законом от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия является органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным осуществлять региональный государственный строительный надзор.
Региональный государственный строительный надзор осуществляется в соответствии с положением о региональном государственном строительном надзоре на территории Республики Хакасия, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасии от 27.12.2021 № 699 (далее – Положение № 699).
Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), является соблюдение:
1) соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с ч. 15, 15.2 и 15.3 ст. 48 ГрК проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с ч. 1.3 ст. 52 ГрК РФ частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями ГрК РФ);
2) требования наличия разрешения на строительство;
3) требований, установленных ч. 2 и 3.1 ст. 52 ГрК РФ;
4) требований, установленных ч. 4 ст. 52 ГрК РФ, к обеспечению консервации объекта капитального строительства;
5) требований к порядку осуществления строительного контроля, установленных ГрК РФ, иными нормативными правовыми актами.
Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в ч. 2 ст. 54 ГрК РФ, является соблюдение:
1) требований наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, если разрешение на строительство требуется для строительства или реконструкции объекта капитального строительства;
2) соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство.
В соответствии с ч. 14 ст. 54 ГрК РФ контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении государственного надзора проводятся на основании программы проверок.
Формирование программы проверок обеспечивается должностным лицом, ответственным за осуществление государственного надзора на конкретном объекте капитального строительства, который назначается приказом Министра (лица, исполняющего его обязанности).
К событиям, наступление которых является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии с программой проверок, относятся:
1) завершение выполнения работ, которые подлежат проверке;
2) завершение строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
О наступлении событий, указанных в п.п. 1 п. 4.5 Положения № 699, свидетельствует направление контролируемым лицом извещения о сроках завершения работ, подлежащих проверке, а в случае непоступления такого извещения - истечение предполагаемого согласно программе проверок срока завершения работ, подлежащих проверке.
Программа проверок составляется в электронном виде, утверждается Министром (лицом, исполняющим обязанности Министра) и не позднее трех рабочих дней со дня утверждения направляется застройщику, техническому заказчику, лицу, осуществляющему строительство объекта, в форме электронного документа по адресу, указанному в извещении о начале работ, в форме электронного документа, а в случае, предусмотренном ч. 9 ст. 21 Федерального закона № 248-ФЗ, - на бумажном носителе. Программа проверок формируется с учетом определенных проектной документацией архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, а также сроков выполнения работ по строительству, реконструкции.
При получении от контролируемого лица оформленных в соответствии с требованиями ст. 49 ГрК РФ изменений в проектную документацию (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с ч. 1.3 ст. 52 ГрК РФ частью такой проектной документации), представленных в соответствии с требованиями ч. 5.2 ст. 52 ГрК РФ (в случае если такие изменения влекут за собой изменение состава событий, наступление которых является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, и (или) сроков наступления таких событий), извещения об изменении сроков наступления события, которое является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, должностное лицо, ответственное за организацию осуществления государственного надзора в отношении этого объекта капитального строительства, в течение семи рабочих дней со дня получения от контролируемого лица документов или извещения вносит изменения в программу проверок.
Утверждение и направление (вручение) застройщику, техническому заказчику, лицу, осуществляющему строительство, программы проверок с внесенными в нее изменениями осуществляется в порядке, предусмотренном
п. 4.7 Положения № 699.
В случае получения Министерством от контролируемого лица изменений, внесенных в рабочую документацию, являющихся в соответствии с ч. 1.3 ст. 52 ГрК РФ частью проектной документации, Министерство оценивает соответствие выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям измененной рабочей документации в части, в которой такая измененная рабочая документация является частью проектной документации.
Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия по основаниям, предусмотренным п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 57 Федерального закона № 248-ФЗ, принимается в форме приказа Министерства и подписывается Министром (заместителем министра - руководителем департамента градостроительства). Решение о выборе вида и содержания внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в зависимости от оснований их проведения, предусмотренных п. 1, 3 - 5 ч. 1 ст. 57 Федерального закона № 248-ФЗ, принимается Министром (заместителем министра - руководителем департамента градостроительства) с учетом присвоенной объекту надзора категории риска при принятии решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия и положений об индикаторах риска, установленных п. 2.4 Положения № 699.
Информация о контрольных (надзорных) мероприятиях вносится в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (далее - ЕРКНМ) с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и об иной охраняемой законом тайне.
При проведении контрольных (надзорных) мероприятий должностными лицами, лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, для фиксации доказательств соблюдения, нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи должно позволить однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований, обеспечивать фиксацию даты, времени и места их проведения.
О производстве аудиозаписи, фото- и видеосъемки должностное лицо, объявляет контролируемому лицу или его представителю.
Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи и иных способов фиксации доказательств соблюдения, нарушения обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом самостоятельно.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении должностного лица технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, полученные с применением фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, приобщаются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
О времени проведения документарной и выездной проверки Министерство информирует контролируемое лицо не позднее чем за 24 часа до начала контрольного (надзорного) мероприятия.
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении регионального государственного строительного надзора, проводятся в порядке и по основаниям, установленным Федеральным законом № 248-ФЗ.
Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых осуществляется взаимодействие с контролируемым лицом, может быть:
наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, когда сведения об исполнении решения контролируемым лицом не представлены или на их основании либо на основании информации, полученной в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), невозможно сделать вывод об исполнении решения.
наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок.
Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа.
По окончании контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт.
В случае если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в том числе несоответствие выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, результатов таких работ требованиям, предусмотренным в п. 1 ч. 3 ст. 54 ГрК РФ, в акте в соответствии с ч. 2 ст. 87 Федерального закона № 248-ФЗ должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, а также каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено.
В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований Министерство обязано:
1) выдать контролируемому лицу предписание об устранении нарушений обязательных требований (далее - предписание) с указанием разумных сроков их устранения. Предписание подлежит исполнению контролируемым лицом в установленный в нем срок;
2) незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и о доведении до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что деятельность гражданина, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом надзора, эксплуатация (использование) ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, выполняемые работы, оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;
3) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
4) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания;
5) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
В случае выявления нарушений членами саморегулируемых организаций обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, Министерство обязано в течение пяти рабочих дней со дня составления акта направить в саморегулируемую организацию в электронной форме подписанное электронной цифровой подписью либо в случае отсутствия адреса электронной почты - иным любым доступным способом уведомление о выявленных нарушениях.
Административная ответственность
Должностные лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, осуществляющие региональный государственный строительный надзор, наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных следующими нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ):
ст. 9.4 КоАП РФ Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий);
ст. 9.5 КоАП РФ Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию;
часть 6 статьи 19.5. Невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
статья 19.6. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
ч. 1 ст. 20.25. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ.
Перечень нормативных правовых актов, содержащих требования, соблюдение которых обязательно для застройщиков, лиц осуществляющих строительство, и соблюдение которых оценивается в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора, утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31.12.2020 № 930/пр «Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости» размещен на официальном сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия по адресу: https://minstroy19.ru/assets/files/2021/prikaz-o-perechne-trebovaniy-pd-itog-na-sayt.docx.