javascript:;
Официальный портал органов исполнительной власти Республики ХакасияИнтернет-приёмная Министерства регионального развития Республики ХакасияГорячие линииПереселение из аварийного жильяОбщественный совет по ЖКХЖильё для российской семьиЭлектронное ЖКХ Республики Хакасия

Доклад о результатах обобщения правоприменительной практики осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Республики Хакасия в 2022 году

  

Результаты обобщения правоприменительной практики осуществления регионального государственного строительного надзора
на территории Республики Хакасия в 2022 году

 


Обобщение правоприменительной практики осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Республики Хакасия в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительстве (далее – обобщение правоприменительной практики) подготовлено в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора на территории Республики Хакасия, является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее – Минстрой Хакасии).
  I. Общие положения
  Целью проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного строительного надзора является:
1) обеспечение единства практики применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
2) обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Минстроя Хакасии путем опубликования;
3) снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности заинтересованных лиц о практике применения обязательных требований;
4) совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований.
Задачами обобщения правоприменительной практики являются:
1) выявление проблемных вопросов применения Минстроем Хакасии при осуществлении регионального государственного строительного надзора обязательных требований;
2) выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
3) выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
4) подготовка предложений по совершенствованию законодательства;
5) снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;
6) выявление типичных нарушений обязательных требований, и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
  II. Нормативно-правовое регулирование при осуществлении регионального государственного строительного надзора
  При реализации функций по осуществлению регионального государственного строительного надзора Минстрой Хакасии руководствуется в своей деятельности:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ;
3. Федеральный закон от 30.12.2009 № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
4. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
5. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
6. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
7. Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;
8. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
9. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
10. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
11. Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
12. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
13. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
14. Федеральный закон от 03.06. 2006 № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации»;
15. Федеральный закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ «Земельный кодекс Российской Федерации»;
16. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
17. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
18. Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
19. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
20. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
21. Положение о государственном строительном надзоре в Российской Федерации утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54;
22. Постановление Правительства РФ от 01.12.2021 № 2161 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1087 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
23. Правила проведения консервации объекта капитального строительства утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 № 802;
24. Положение о составе разделов проектной документации и требования к их содержанию утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87;
25. Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468;
26. Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 № 18;
27. Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870;
28. Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» утв. постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521;
29. Правила противопожарного режима в Российской Федерации утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390;
30. Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712;
31. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632;
32. Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145;
33. Постановление Правительства Республики Хакасия от 01.08.2019 № 384 «Об утверждении перечня регионального государственного контроля (надзора, в отношении которых применяется риск-ориентированный подход»
34. Приказ Ростехнадзора от 12.01.2007 № 7 (зарегистрирован Минюстом России 06.03.2007, рег. № 9051) «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства»;
35. Приказ Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128, (зарегистрирован Минюстом России 05.03.2007, рег. № 9050) «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (РД 11-02-2006)»;
36. Приказ Ростехнадзора от 12.03.2020 № 107, (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13.04.2020 № 58067) «Об утверждении форм документов, необходимых для осуществления государственного строительного надзора»;
37. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (СанПиН 2.1.7.132203);
38. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ» (СанПиН 2.2.3.138403);
39. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (СанПиН 2.2.1/2.1.1.120003);
40. Санитарные правила «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (СП 1.1.1058-01);
41. Гигиенические нормативы «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» (ГН 2.1.6.133803);
42. Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы;
43. Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью;
44. Порядок учета в области обращения с отходами утв. приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011, рег. № 22050);
45. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утв. приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50;
46. Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утв. приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 (зарегистрирован Минюстом России 15.04.2010, рег. № 16902);
47. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.2.1.1312-03 вместе с «СП 2.2.1.1312-03. 2.2. Гигиена труда. Проектирование, строительство реконструкция и эксплуатация предприятий. Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий»;
48. Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
49. Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824;
50. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013), утвержденный решением Совета Евразийской экономической комиссии от 02.07.2013 № 41;
51. Технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827;
52. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 768;
53. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 710;
54. Решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 (ред. от 02.12.2015) «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе»;
55. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия от 02.07.2019 № 090-289-п «Об утверждении паспортов ключевых показателей результативности контрольно-надзорной деятельности»;
56. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия от 12.12.2022 № 090-225-п «Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области регионального государственного строительного надзора и Порядка оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в части осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Республики Хакасия»;
57. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия 04.12.2018 № 090-559-п «О перечне должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области строительства».
  III. Правоприменительная практика организации и проведения регионального государственного строительного надзора
  Глава 1. Осуществление регионального государственного строительного надзора
  Региональный государственный строительный надзор осуществляется посредством организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении застройщиков, технических заказчиков, лиц, осуществляющих строительство. Проведение таких проверок предусматривает взаимодействие с контролируемыми лицами
К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного строительного надзора, применялись положения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ.
Региональный государственный строительный надзор осуществляется в соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного строительного надзора, применялись положения Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 № 2161.
С 10.03.2022 контрольные (надзорные) мероприятия проводились по основаниям предусмотренным п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
  Глава 2. Использование оснований для проведения внеплановых проверок
  Согласно части 13 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении государственного строительного надзора проводятся по основаниям:
1) в случаях, указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами
1, 3 - 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ
«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
В соответствии с частью 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3 и 4 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» государственный строительный надзор осуществляется в отношении объектов, не указанных в части 1 настоящей статьи. В этом случае формирование программы проверок в соответствии с частью 14 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации не осуществляется. Государственный строительный надзор осуществляется без взаимодействия с контролируемым лицом, в форме инспекционного визита или выездной проверки.
  Глава 3. Организация и сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий
  О проведении контрольного (надзорного) мероприятия издается решение руководителя Минстроя Хакасии (заместителя руководителя Минстроя Хакасии) по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 № 151
«О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом».
Проверки проведены в сроки, предусмотренные Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) и выездное обследование осуществляется на основании заданий Министра (заместителя Министра).
  Глава 4. Оформление результатов контрольных (надзорных) мероприятий и принятие мер по их результатам
  По результатам контрольного (надзорного) мероприятия должностными лицами Минстроя Хакасии, проводившими контрольные (надзорные) мероприятия, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия. Акт контрольного (надзорного) мероприятия оформляется непосредственно после ее завершения.
В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя лица, в отношении которого осуществляется региональный государственный строительный надзор, а также в случае его отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом контрольного (надзорного) мероприятия, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле.
В 2022 году при осуществлении регионального государственного строительного надзора Минстроем Хакасии проведено 341 контрольное (надзорное) мероприятие.
В 2022 году при осуществлении регионального государственного строительного надзора Минстроем Хакасии при проведении контрольных (надзорных) мероприятий совершено 644 контрольных (надзорных) действий.
В 2022 году по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении регионального государственного строительного надзора Минстроем Хакасии объявлено 61 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений контролируемым лицом обязательных требований может быть принято одно из следующих решений:
1) выдача контролируемому лицу предписания об устранении нарушений обязательных требований (далее - предписание) с указанием разумных сроков их устранения. Предписание подлежит исполнению контролируемым лицом в установленный в нем срок;
2) незамедлительно принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и о доведении до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что деятельность гражданина, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом надзора, эксплуатация (использование) ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, выполняемые работы, оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;
3) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
4) принятие мер по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания;
5) рассмотрение вопроса о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом нарушений им обязательных требований может быть принято одно из следующих решений:
1) решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 60 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
2) решение об объявлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
Должностные лица Минстроя Хакасии осуществляли своевременную подготовку и передачу материалов должностным лицам Минстроя Хакасии, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях и в суды.
Информация о результатах контрольной (надзорной) деятельности Минстроя Хакасии при осуществлении регионального государственного строительного надзора размещалась на официальном сайте Минстроя Хакасии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
  Глава 5. Привлечение к административной ответственности за административные правонарушения, выявленные по результатам проверок
  В соответствии с ч. 3.1 ст. 28.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом.
В 2022 году по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий выявлено 78 нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного строительного надзора.
Должностными лицами Минстроя Хакасии вынесено 12 постановлений по делам об административном правонарушении.
  Глава 6. Оценка тяжести нарушений обязательных требований и выбор ответственности, к которой привлекается виновное лицо.
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
  При выборе вида наказания и меры ответственности за совершение административного правонарушения должностные лица Минстроя Хакасии руководствовались положениями КоАП РФ и учитывали смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства, а также возможность замены административного штрафа предупреждением.
Приоритет отдаётся профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Минстроем Хакасии осуществляются следующие профилактические мероприятия.
1) Информирование. Размещение сведений, перечень которых установлен ч. 3 ст. 46 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», на официальном сайте Минстроя Хакасии в сети «Интернет» и Официальном портале исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия;
2) Обобщение правоприменительной практики. Обзор практики осуществления Минстроем Хакасии регионального государственного строительного надзора;
3) Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований;
4) Консультирование. Разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного строительного надзора.
  IV. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований при осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории Республики Хакасия
  Типичными нарушениями, выявленными по результатам проведения в 2022 году контрольных (надзорных) мероприятий, явились следующие нарушения:
1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство;
2. Нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке;
3. Нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Основными причинами нарушений обязательных требований являются:
отсутствие информированности и заинтересованности застройщика исполнять обязательные требования градостроительного законодательства, а также правовая неграмотность лиц, участвующих в строительстве;
Основные рекомендации контролируемым лицам по проведению мероприятий, направленных на устранении причин совершения массовых нарушений обязательных требований:
принятие участия в вебинарах по вопросам градостроительства;
ознакомление с результатами проведения проверок на сайте Минстроя Хакасии;
изучение требований нормативных правовых актов, действующих в области градостроительного законодательства.
 

 

Дата создания: 16.03.2023 Дата обновления: 16.03.2023