Официальный портал органов исполнительной власти Республики ХакасияИнтернет-приёмная Министерства регионального развития Республики ХакасияГорячие линииПереселение из аварийного жильяОбщественный совет по ЖКХЖильё для российской семьиЭлектронное ЖКХ Республики Хакасия
Система Orphus

Развитию территорий – научную основу

Территориальное планирование без преувеличения можно назвать базовым фактором развития экономики и социальной жизни любого региона, в том числе и Республики Хакасия.

Корректное и сбалансированное решение многих важных вопросов, относящихся к качеству жизни, здоровья населения, земельным отношениям, охране окружающей среды и культурных ценностей, находится именно в рамках территориального планирования, которое в нашей стране фактически является новой областью научных знаний.

В мире эта наука получила официальный статус более ста лет назад, но в России она попала в сложную ситуацию. Жесткий идеологический диктат, превалирование отраслевого планирования над социальным развитием, системы расселения и размещения производства, сформированные военно-промышленным комплексом в интересах обороны, недостаток или полное отсутствие специалистов-градостроителей привели к тому, что урбанистика как наука о комплексном видении и решении проблем территорий на протяжении десятилетий в России почти не развивалась.

На сегодняшний день ситуация меняется к лучшему. Имеются грамотные специалисты, обладающие системным мышлением, научные институты, способные разработать проект любого уровня сложности, выделить и взаимоувязать десятки различных вопросов и проблем развития территорий.

В Хакасии разработкой документов территориального планирования в основном занимаются ведущие российские проектные институты: ФГУП «РосНИПИУрбанистики» (г. С.-Петербург), разработавший проект Схемы территориального планирования Республики Хакасия, «НИИПИ Экологии города» (г. Москва), разрабатывающий генплан г. Абакана и другие.

Однако мы уже столкнулись и с неприятными неожиданностями, когда конкурсы на разработку муниципальных документов терпланирования выигрывают некомпетентные или слабо разбирающиеся в сути вопроса организации, создающие проблемы в процессе работы и выдающие продукт сомнительного качества.

Защитится или, по крайней мере, минимизировать потери от сотрудничества с подобного рода подрядчиками можно двумя способами: грамотно составленной конкурсной документацией и четко сформулированным, имеющим ясные очертания и достаточно полным техническим заданием на проектирование.

Иногда муниципальные власти не готовы серьезно работать над техническим заданием и перепоручают эту работу самим проектировщикам. Такой подход к делу - тупиковый путь наименьшего сопротивления. Даже высокопрофессиональный специалист нуждается во вводных данных, сформулированных не в виде простых перечислений и общих фраз, а в виде ясных приоритетов – какие направления экономической и социальной политики развивать, какие переориентировать или консервировать.

Руководству каждого муниципального образования важно иметь точные представления, на чём необходимо сделать упор в развитии вверенной территории, потому что развивать всё в равной мере невозможно. В администрациях нужны энергичные, грамотные, не боящиеся ответственности кадры, способные сформулировать политику развития района, поселения или городского округа и выверенные направления развития зафиксировать в документах территориального планирования.

Конечной целью планирования развития муниципального образования или субъекта РФ является повышение качества жизни людей, проживающих на данной территории. Все прочие задачи, решаемые терпланированием, являются лишь средством достижения этой глобальной цели. При формировании политики развития территориального образования необходимо помнить этот постулат, избегая ошибок прошлого.

Территориальное планирование как вид научно-проектной деятельности охватывает различные вопросы: установление функциональных территориальных зон и их границ, проблемы рационального использования всех видов ресурсов, экологически безопасного и экономически выгодного размещения промышленных объектов от уровня общегосударственного (схема территориального планирования Российской Федерации) до уровня планировки городского микрорайона или квартала в сельском поселении.

Однако у территориального планирования есть и другая сторона – цена вопроса. Заказать проект схемы территориального планирования муниципального района или генплан поселения – удовольствие не из дешевых и не многие муниципальные образования в состоянии самостоятельно решить этот вопрос. Поэтому задачи планирования территории в рамках муниципальных образований республики Хакасия приходится решать с помощью региональных целевых программ, предусматривающих софинансирование подготовки градостроительной документации муниципальных образований из республиканского бюджета.

С 2006 по 2010 год включительно в Хакасии софинансирование разработки муниципальных документов терпланирования осуществляется в рамках республиканской целевой «Жилище». При этом 2010 год отличается от предыдущих значительным увеличением средств, выделяемых на подготовку муниципальной градостроительной документации (25, 418 млн. руб. в 2010 году против 8, 418 млн. руб., выделяемых в предыдущие годы), кроме того, в текущем году на эти цели выделяется 13,466 млн. рублей из собственных средств муниципальных бюджетов.

В настоящее время Министерством по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия разрабатывается проект новой целевой программы, направленной на финансовую помощь муниципальным образованиям в разработке документов территориального планирования в 2011 – 2015 годах.

В 2011 году мы надеемся на серьезные финансовые вливания в работу по подготовке градостроительной документации в Республике Хакасия из федерального центра. Ожидается, что к началу 2012 года документы территориального планирования муниципальных образований Республики Хакасия в основном будут готовы.

 

Первый заместитель Министра
по градостроительной и жилищной
политике Республики Хакасия В.Г. Вяткин

Дата создания: 01.01.1970 Дата обновления: 27.03.2013