Официальный портал органов исполнительной власти Республики ХакасияИнтернет-приёмная Министерства регионального развития Республики ХакасияГорячие линииПереселение из аварийного жильяОбщественный совет по ЖКХЖильё для российской семьиЭлектронное ЖКХ Республики Хакасия

Публичное обсуждение проекта доклада о результатах обобщения правоприменительной практики осуществления регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов ...

 

Утвержден
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия
                 от _________2023 № 090-_____-п

  

 

Результаты обобщения правоприменительной практики осуществления регионального государственного контроля (надзора)
за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома,
на территории Республики Хакасия в 2022 году

 

  Обобщение правоприменительной практики осуществления регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, на территории Республики Хакасия (далее – обобщение правоприменительной практики) подготовлено в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ), статьей 47 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Органом, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, на территории Республики Хакасия, является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее – Минстрой Хакасии).
  I. Общие положения
  Целью проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, на территории Республики Хакасия является:
1) обеспечение единства практики применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
2) обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Минстроя Хакасии путем опубликования;
3) снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности заинтересованных лиц о практике применения обязательных требований;
4) совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований.
Задачами обобщения правоприменительной практики являются:
1) выявление проблемных вопросов применения Минстроем Хакасии при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, на территории Республики Хакасия;
2) выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
3) выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
4) подготовка предложений по совершенствованию законодательства;
5) снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;
6) выявление типичных нарушений обязательных требований, и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
  II. Нормативно-правовое регулирование при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, на территории Республики Хакасия
  При реализации функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства Минстрой Хакасии руководствуется в своей деятельности:
1.                 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;
2.                 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004                         № 190-ФЗ;
3.                  Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ;
4.                 Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
5.                 Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
6.                 Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
7.                 Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
8.                 Федеральный закон от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
9.                 Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
10.             Закон Республики Хакасия от 10.12.2012 № 114-ЗРХ «О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав граждан – участников долевого строительства, на территории Республики Хакасия»;
11.             Постановление Правительства Российской Федерации от 25.09.2018 № 1133 «Об установлении адреса сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
12.             Постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2019 № 319 «О единой информационной системе жилищного строительства»;
13.             Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»;
14.             Распоряжение Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия от 28.08.2013 № 159-рп «О постоянно действующем координационно-совещательном органе по вопросам защиты прав граждан – участников долевого строительства   на территории   Республики Хакасия»;
15.             Постановление Правительства Республики Хакасия от 30.12.2014 № 722 «Об утверждении Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия»;
16.             Постановление Правительства Республики Хакасия от 27.12.2021 № 701 «Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома на          территории Республики Хакасия, и о признании утратившим силу постановления Правительства Республики Хакасия от 16.04.2020 № 198 «Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного контроля за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного      дома, строительство которого осуществляется на территории Республики Хакасия, а также за соблюдением жилищно-строительными кооперативами требований части 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 Жилищного кодекса Российской Федерации»;
17.             Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.11.2016 № 854/пр «Об установлении понижающих коэффициентов для расчета площади лоджии, веранды, балкона, террасы, используемой при расчете общей приведенной площади жилого помещения»;
18.             Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.12.2016 № 996/пр «Об утверждении формы проектной декларации»;
19.             Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 03.07.2017 № 955/пр «Об утверждении формы отчетности об осуществлении деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким кооперативом своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами, и порядка предоставления жилищно-строительным кооперативом указанной отчётности в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости»;
20.             Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.09.2019 № 555/пр «О составе сведений единого реестра проблемных объектов»;
21.             Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18.12.2019 № 820/пр «О порядке получения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, от застройщика информации о лицах, осуществляющих работы, поставки товаров и (или) предоставляющих услуги по проведению инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства, а также о видах таких товаров, работ, услуг и информации о наличии у этих лиц соответствующих допусков (лицензий) к осуществлению указанных видов работ, поставок товаров и предоставлению услуг»;
22.             Приказ Минстроя России от 31.12.2020 № 930/пр «Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости»;
23.             Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 17.06.2020 № П/0202 «Об утверждении требований к электронной форме договора участия в долевом строительстве, соглашения о внесении изменений в договор участия в долевом строительстве, соглашения (договора) об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве, в том числе требований к формату и заполнению форм таких документов».
24.             Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия от 26.01.2015 № 090-14-п «О перечне должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области долевого строительства»;
25.             Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия от 12.12.2022 № 090-223-п «Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов, на территории Республики Хакасия»;
26.             Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия от 02.07.2019 № 090-289-п «Об утверждении паспортов ключевых показателей результативности контрольно-надзорной деятельности».
  III. Правоприменительная практика организации и проведения регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома
  Глава 1. Осуществление регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома
  К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, применялись положения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 3 ст. 123.2 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (далее – ЖК РФ) при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
В соответствии с требованиями п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» с 10.03.2022 внеплановые проверки не проводились.
Осуществлялись контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами, проведение которых допускается п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», а именно наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) - сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети «Интернет», иных общедоступных данных.
  Глава 2. Использование оснований для проведения
контрольных (надзорных) мероприятий
  Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть:
наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа.
  Глава 3. Организация и сроки проведения
контрольных (надзорных) мероприятия
  Контрольные (надзорные) мероприятия в виде внеплановых документарных проверок проводятся на основании решения Министра (заместителя Министра).
Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления им таких документов орган, а также период с момента направления контролируемому лицу информации о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных им документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, имеющимся у контрольного (надзорного) органа и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в контрольный (надзорный) орган.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) осуществляется регулярно на основании заданий Министра (заместителя Министра).
  Глава 4. Оформление результатов контрольных (надзорных) мероприятий и принятие мер по их результатам
  В 2022 году контрольные (надзорные) мероприятия в отношении жилищно-строительного кооператива, осуществляющего деятельность, связанную с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, не проводились.
На территории Республики Хакасия с привлечением средств граждан – членов кооператива осуществлялось строительство многоквартирного многоэтажного жилого дома со встроенно-пристроенными торговыми помещениями и кафе по адресу: г. Абакан, проспект Дружбы Народов, д. 41.
Права застройщика на объект незавершенного строительства и права
и обязанности арендатора в отношении земельного участка были получены жилищно-строительным кооперативом «Дольщик» в 2015 году в счет удовлетворения требований участников долевого строительства к признанному банкротом предыдущему застройщику – ООО «Доступное жилье».
В 2021 году ЖСК «Дольщик» заключено соглашение о передаче функций застройщика некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства Республики Хакасия», а также договор субаренды земельного участка.
В 2023 году на территории Республики Хакасия деятельность жилищно- строительного кооператива, связанная с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов, осуществляться не будет.
  Глава 5. Привлечение к административной ответственности
за административные правонарушения, выявленные по результатам
контрольных (надзорных) мероприятий
  В 2022 году привлечение к административной ответственности за административные правонарушения при осуществлении деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, не осуществлялось.
  Глава 6. Оценка тяжести нарушений обязательных требований и выбор ответственности контролируемого лица.
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
  В 2022 году контрольные (надзорные) мероприятия в отношении жилищно-строительного кооператива, осуществляющего деятельность, связанную с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, не проводились.
  IV. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований в области строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома с привлечением средств членов кооператива
  Основные рекомендации контролируемым лицам (жилищно-строительным кооперативам, осуществляющим деятельность, связанную с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома) по проведению мероприятий, направленных на устранении причин совершения массовых нарушений обязательных требований:
принятие участия в вебинарах по вопросам деятельности жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома;
изучение требований нормативных правовых актов, действующих в области деятельности жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома;
своевременное ознакомление с изменениями в законодательстве, действующем в области деятельности жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства

многоквартирного дома.