Официальный портал органов исполнительной власти Республики ХакасияИнтернет-приёмная Министерства регионального развития Республики ХакасияГорячие линииПереселение из аварийного жильяОбщественный совет по ЖКХЖильё для российской семьиЭлектронное ЖКХ Республики Хакасия
Система Orphus

Проект приказа "Об утверждении доклада о результатах обобщения правоприменительной практики в рамках регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Республики Хакасия за 2021 год"

ПРОЕКТ 
размещен 25.01.2022

ПРИКАЗ

 
"___"_____________              г. Абакан                      №___________


        ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОКЛАДА О РЕЗУЛЬТАТАХ ОБОБЩЕНИЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ЗА 2021 ГОД

 
В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», пунктом 3.4 Положения о региональном государственном жилищном контроле (надзоре), утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 28 сентября 2021 года № 475, приказываю:
  1.                  Утвердить доклад о результатах обобщения правоприменительной практики в рамках регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Республики Хакасия за 2021 год.
2.                  Разместить настоящий приказ на официальном сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для общественного и публичного обсуждения.
3.                  Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра - руководителя департамента жилищного надзора Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия Комарова Д.В.


Министр                                                                                                                  В.А. Келин
                       

Утвержден
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия
                 от_______ 2022 года № __________

 

ДОКЛАД
О РЕЗУЛЬТАТАХ ОБОБЩЕНИЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ЗА 2021 ГОД

 
    Обобщение правоприменительной практики осуществления регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Республики Хакасия подготовлено в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и пунктом 3.4 Положения о региональном государственном жилищном контроле (надзоре), утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 28 сентября 2021 года № 475
Органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Республики Хакасия, является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее – Минстрой Хакасии).
Функции Минстроя Хакасии по осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) возложены на Департамент жилищного надзора Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее – Департамент).
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда:
1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
2) требований к формированию фондов капитального ремонта;
3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе;
10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
  В рамках исполнения полномочий Департамент рассматривает обращения в рамках компетенции.
Так в 2021 рассмотрено 4298 обращения, выдано 100 предписаний, 970 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований, составлено 133 протокола об административных правонарушениях. На 5 предписаний органа государственного жилищного надзора Хакасии были поданы жалобы, однако по результатам рассмотрения дел суды оставили их без удовлетворения.
В соответствии со статьей 23.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части курения табака в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов), статьями 7.21 - 7.23, частью 1 статьи 7.23.2, статьями 7.23.3, 9.5.1, статьей 9.13 (в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов жилищного фонда), частями 4, 5 и частью 12 (в части коллективных (общедомовых), индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах, жилых домах) статьи 9.16, частями 1 - 4 статьи 9.23, частью 1 статьи 13.19.2 (за исключением административных правонарушений, совершенных жилищно-строительными кооперативами, осуществляющими строительство многоквартирных домов), статьей 14.1.3 настоящего Кодекса.
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, в том числе подготовленных правоохранительными органами Республики Хакасия, вынесено 160 постановлений о назначении административных наказаний:
по ч. 1, 2 ст.7.21 КоАП РФ (Порча жилых помещений или порча их оборудования либо использование жилых помещений не по назначению; Самовольные переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме) – 15 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафов, всего на сумму 26000 руб.;
по ст. 7.22 КоАП РФ (Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений) – 28 постановлений, из них о назначении административного наказания в виде штрафов всего на сумму 157000 руб.;
по ст.7.23 КоАП РФ (Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами) – 24 постановления, из них о назначении административного наказания в виде штрафов, всего на сумму 154000 руб.;
по ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ (Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах) - 19 постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждений;
по ч. 5 ст. 9.16 КоАП РФ (Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах) - 1 постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения;
по ч. 1 ст. 9.23 КоАП РФ (Нарушение требований к качеству (сроку, периодичности) выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо невыполнение работ (неоказание услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, включенных в перечень, предусмотренный правилами обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования) – 7 постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждений;
по ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ (Неразмещение информации в соответствии с законодательством РФ в ГИС ЖКХ или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, либо размещение недостоверной информации органами местного самоуправления, лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, предоставляющими коммунальные услуги и (или) осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, иными организациями, которые обязаны в соответствии с нормативными правовыми актами РФ размещать информацию в ГИС ЖКХ) – 1 постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения;
по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ (Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 КоАП РФ) - 17 постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждений;
по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ (Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований) - 6 постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждений;
по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ (Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 КоАП РФ) - 3 постановления о назначении административного наказания в виде предупреждений;
по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства) - 10 постановлений, из них о назначении административного наказания в виде штрафов, всего на сумму 70300 руб.;
по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ (Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего КоАП РФ) – 33 протокола, по результатам рассмотрения которых судами назначены административные наказания в виде штрафов всего на сумму 100000 руб.
На 4 постановления органа государственного жилищного надзора Хакасии были поданы жалобы. Одна из них судом удовлетворена, одна оставлена без удовлетворения, две жалобы подлежат рассмотрению в 2022 году.
Кроме того, по результатам контрольных мероприятий в 2021 году выполнена следующая работа.
С 01.07.2020 года с ООО «Абаза-Энерго» снят с 01 июля 2020 года статус гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения левобережной части города Абазы. Вместе с тем общество продолжало предъявлять плату за коммунальные услуги жителям г. Абаза, тем самым нарушая права потребителей. Минстроем Хакасии выдано предписание с требованием произведено снятие в полном объеме платы за холодное водоснабжение и водоотведение за период с 13.07.2020 по 02.10.2020. Предписание исполнено в начале 2021 года в полном объеме и потребителям г. Абаза произведено перерасчет в сторону уменьшения на сумму – 5 274 096,09 руб.
По результатам контрольно-надзорной деятельности Минстроя Хакасии в отношении АО «Енисейская ТГК» филиал «Абаканская ТЭЦ» произведено снижение платы за отопление и горячее водоснабжение на сумму                               1 736 698,01 руб., в том числе снижение корректировки отопления потребителям г. Черногорск на сумму 985 211,27 руб.
Также с начала отопительного сезона 2021-2022 года с 04.10.2021 г. Департаментом жилищного надзора Минстроя Хакасии была проведена выборочная проверка с замерами параметров теплоносителя на вводах в многоквартирные дома. В ходе проверки установлено, что показатели температуры воды в системе теплоснабжения на границе балансовой принадлежности (ввод инженерных коммуникаций не соответствуют температурному графику в отопительной период 2021-2022г.г. По указанным проверкам АО «Енисейская ТГК» произведен перерасчет в сторону уменьшения на сумму на сумму более                 4 млн. руб.
Кроме того, были произведены перерасчеты при предоставлении некачественных коммунальных услуг:
- ООО «Прогресс» произвело перерасчет платы за отопление (путем уменьшения) по всем МКД с. Б-Яр ввиду отключения отопления по причине аварий в период с января 2021 по 10 марта 2021 на сумму 2 567 079,51 руб.
- ООО «Сорская городская котельная» произвело перерасчет начислений (путем уменьшения) за коммунальную услугу ненадлежащего качества ГВС и отопление жителям г. Сорск, находящихся в зоне обслуживания котельной ООО «СГК» за период с 08.12.2020 по 24.12.2020 на сумму 950 158,54 руб.
- АО «Байкалэнерго» ОП «СТС» произведено снижение платы за отопление и горячее водоснабжение на сумму 449 577,84 руб.
В рамках защиты законных прав и интересов граждан специалисты департамента жилищного надзора Минстроя Хакасии принимали участие в судебных заседаниях в процессах по рассмотрению вопросов о признании ничтожными решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах. Так, Минстрой Хакасии обратился в суд с иском о признании ничтожным решения протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме №12 по ул. Некрасова в г. Абакане, несоответствующего компетенции общего собрания и принятого в нарушение положений ч.2 ст. 44 ЖК РФ, а именно решения по вопросу вхождения подъездов №4 и 5 дома под управление ЖСК «Заводской» при отсутствии факта голосования собственниками помещений во всех подъездах дома по вопросу об изменении границ и состава своего имущества, полного законного права раздельно владеть и распоряжаться своим общим имуществом вне зависимости от единого адреса и сквозной нумерации. В исковых требованиях Минстроя Хакасии решением Абаканского городского суда было отказано. Обжалование решения в Верховном суде Республики Хакасия запланировано на 2022 год.
Также, по выданным Департаментом исполнительным документам и в рамках защиты законных прав и интересов граждан специалистами органа государственного жилищного надзора принимали участие в арбитражных процессах, в процессах по административным производствам в городских судах Республики Хакасия и в судебных заседаниях в процессах по рассмотрению вопросов по доступу в жилые помещения.
С начала 2021 года зарегистрировано 553 звонка, поступивших не «горячую» линию Минстроя Хакасии. Каждое обращение детально изучается специалистами Минстроя Хакасии. Сотрудники Минстроя Хакасии оперативно рассматривают и реагируют на каждый информационный сигнал. Специалистам уже удалось решить 498 вопросов, касающихся разных направлений жилищно-коммунального комплекса. Более 55 обращений не относятся к вопросам ЖКХ и поэтому перенаправлены в другие министерства.
Так же в 2021 году специалистами Департамента была проведена большая работа по обращениям республиканских органов опеки и попечительства, управлений социальной поддержки населения. Поступило в 2021 году – 156 обращений, проведено 140 обследований жилых домов с последующим составлением актов технического состояния.
В отношении работы по защите прав граждан на получение жилищно-коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных и региональных стандартов качества, нормативам потребления, можно отметить следующее.
В силу пункта 2.6.3. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.
Пунктом 2 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 указано, что проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.
Таким образом, требование по организации бесперебойного оказания населению услуги по теплоснабжению возложено на органы местного самоуправления. Департамент принимает деятельное участие в проверке объектов жилищного фонда в ходе подготовки к отопительному сезону, оказывает содействие муниципальным органам.
Готовность жилищного фонда республики к эксплуатации в осенне-зимний период составляет 100%.
На осуществление в 2021 году контрольно-надзорной деятельности существенное влияние оказала ситуация с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.03.2020 № 102 «О введении на территории Республики Хакасия режима повышенной готовности и реализации, дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, возложена обязанность по проведению ежедневной влажной уборки, а также обработке контактных поверхностей мест общего пользования многоквартирных домов с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия.
В целях контроля выполнения управляющими организациями указанных мероприятий Департаментом, начиная с апреля 2020 года и до конца текущего года, осуществлялся ежедневный контроль дезинфекции мест общего пользования многоквартирных домов.
Контрольные мероприятия включали анализ документации по дезинфекции мест общего пользования (графики уборки, акты выполненных работ о проведении мероприятий по дезинфекции, сертификаты соответствия применяемых при влажной уборке дезинфицирующих средств), а также ежедневные выездные визуальные обследования.
Проверки проводились в плановом режиме (план утверждается еженедельно на основании данных Роспотребнадзора о повторных очагах инфекции), а также по обращениям граждан, включая телефон «горячей линии».
Всего за период действия режима повышенной готовности проверено        923 многоквартирных дома, по результатам которых в адрес управляющих организаций выдано 16 предостережений, а также составлено 33 протокола об административных правонарушениях по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ – невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности.
Сумма административных штрафов составила - 100 тыс.руб.
Не менее важным является еще одно полномочие органов местного самоуправления, предусмотренное пунктом 6 части 1 статьи 14 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля.
В целях реализации этих положений в органах местного самоуправления созданы органы муниципального жилищного контроля, которые в соответствии с частью 1.1. статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации организовывают и проводят на территории муниципального образования проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Кроме того, в муниципальных образованиях Республики Хакасия действуют межведомственные комиссии, созданные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», для оценки и обследования помещений в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к участию в которых привлекается Департамент.
Также, ежегодно Департаментом осуществляется мониторинг технического состояния многоквартирных домов Республики Хакасия с целью актуализации краткосрочной программы проведения капитального ремонта МКД.
В ходе мониторинга обследованы все конструктивные элементы зданий (фундаменты, стены, кровля), внутридомовые инженерные коммуникации (системы центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения) в 212 МКД, из них:
- 155 МКД в рамках планируемого капитального ремонта на 2023.
По результатам выездных мероприятий в планируемые работы по капитальному ремонту на 2023 внесены изменения по 10 МКД.
Приняты решения комиссий органом местного самоуправления по 10 МКД.

       

 

 

Приложенные документы: