javascript:;
Официальный портал органов исполнительной власти Республики ХакасияИнтернет-приёмная Министерства регионального развития Республики ХакасияГорячие линииПереселение из аварийного жильяОбщественный совет по ЖКХЖильё для российской семьиЭлектронное ЖКХ Республики Хакасия

Информация Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия о проделанной работе за 2022 год

 

ИНФОРМАЦИЯ
Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия о проделанной работе за 2022 г.

 

   I. СФЕРА СТРОИТЕЛЬСТВА, АРХИТЕКТУРЫ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА

 

Федеральным центром перед Республикой Хакасия поставлена задача по вводу в эксплуатацию к 2030 году 3,5 млн. квадратных метров нового жилья. Для достижения данной задачи, а также в целях создания комфортных и безопасных условий для жизни и деятельности граждан на территории республики министерством решаются следующие основные задачи:
1.        вовлечение в оборот территорий в целях жилищного строительства, обеспечение градостроительной подготовки земельных участков;
2.        контроль за соблюдением муниципальными образованиями законодательства о градостроительной деятельности;
3.        обеспечение муниципальных образований документами территориального планирования и градостроительного зонирования;
4.        осуществление государственного строительного надзора;
5.        осуществление государственного надзора за долевым строительством многоквартирных домов и деятельностью жилищно-строительных кооперативов;
6.        достижение показателей по вводу жилья;
7.        сокращение объектов незавершенного строительства;
8.        строительство и реконструкция социально значимых объектов;
9.        переход на ресурсно-индексный метод ценообразования;
10.   цифровая трансформация сферы строительства.
В целях развития градостроительного потенциала Республики Хакасия в Минстрое Хакасии создан отдел градостроительного развития и территориального планирования. В 2022 году при содействии отдела были вовлечены в оборот для жилищного строительства дополнительные территории в г. Абакане и Алтайском районе общей площадью 128,6 га с совокупным градостроительным потенциалом 484,7 тыс. кв. метров жилья. Строительство жилых домов и социальных объектов на данных территориях уже началось. Первые жилые дома планируется сдать в эксплуатацию в 2023 году. В полном объеме градостроительный потенциал территорий будет реализован к 2030 году.
В 2023 году планируется дополнительно вовлечь в оборот для строительства жилья 208 га с градостроительным потенциалом 406 тыс. кв. метров жилья в
г. Черногорске и Усть-Абаканском районе.
В целях планирования развития территорий, определения границ будущих жилых зон, расчета потребности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, формирования благоприятной и безопасной среды для жизнедеятельности человека, обеспечения учета интересов граждан и их объединений необходима градостроительная документация.
В Республике Хакасия планомерно ведется разработка и актуализация муниципальных документов территориального планирования.
Минстроем Хакасии в 2022 году на указанные цели предоставлены и освоены в полном объёме субсидии в размере более 21 млн. рублей бюджетам 24 муниципальных образований.
Для стабильного социально-экономического развития территорий региона каждый субъект Российской Федерации должен иметь Схему территориального планирования, так называемую СТП.
Действующая СТП Республики Хакасия была утверждена более 10 лет назад и нуждалась в кардинальной переработке, в связи с чем, 20.05.2022 Минстроем Хакасии заключен государственный контракт на разработку проекта СТП Хакасии. К настоящему времени работы по контракту завершены, проект СТП готовится к процедуре согласования с федеральными ведомствами согласно требованиям статьи 16 Градостроительного кодекса РФ.
Разработанный проект СТП Хакасии учитывает трансформацию сложившихся условий внешнеэкономической деятельности и позволяет быстрее адаптировать экономику республики к новой социально-экономической действительности. Проект СТП Хакасии определит векторы социально-экономического развития региона на ближайшие 20 лет.

 

Лучшая муниципальная практика
Требования, выдвигаемые сегодня к публичной власти, заключаются не только в строительстве максимального количества квадратных метров жилья, но также в создании благоприятных условий для жизни человека. Удобная и безопасная среда в жилых зонах – одна из задач деятельности Минстроя Хакасии.
В рамках решения данной задачи в 2022 году Минстроем Хакасии проведен региональный этап Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в номинации «Градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения и развития жилищно-коммунального хозяйства».
Победителем признана Администрация города Абакана, с проектом «Скверы и парки Абакана как единая цепь социальных коммуникаций в городском пространстве». Информация о данной практике распространена среди прочих муниципалитетов Хакасии для изучения и применения.

 

Национальный колорит
Во исполнение Плана мероприятий по реализации резолюции XIV съезда хакасского народа, утвержденного постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 06.10.2021 № 153-п, в целях расширения использования национального колорита в облике населенных пунктов Республики Хакасия Минстрой Хакасии взаимодействует с руководством Союза «Строители Хакасии», Хакасским региональным отделением Союза архитекторов России.
По результатам рабочих встреч Минстроем Хакасии разработан первый выпуск Рекомендаций по использованию в архитектурной среде хакасского национального колорита, который содержит примеры возможного оформления фасадов зданий и малых архитектурных форм в национальном стиле.
Материалы Рекомендаций предназначены для свободного применения проектировщиками и специалистами органов местного самоуправления при строительстве, реконструкции социально значимых объектов и благоустройстве территории. Рекомендации получили поддержку со стороны Президиума Республиканского Совета старейшин хакасского народа и направлены в адрес глав муниципальных образований, а также в отделы архитектуры районов и городских округов для использования в работе.

 

В 2022 году завершена разработка региональных нормативов градостроительного проектирования. С момента утверждения данного документа приказом Минстроя Хакасии от 07.02.2022 № 090-30-п разработчики градостроительной документации на территории Хакасии не имеют права предусматривать для населения меньше определенных нормативами мест в детских садах и школах, поликлиниках и спортивных сооружениях.
Также при проектировании жилых районов социальные объекты должны располагаться от жилых домов на расстоянии, не далее определенного нормативами.
Региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают новые высокие стандарты качества жилой среды на территории Хакасии.
Минстроем Хакасии утверждается документация по планировке территории, предусматривающая размещение линейных объектов регионального значения либо объектов, располагающихся на территории нескольких районов республики. В 2022 году было рассмотрено и утверждено 14 проектов, определяющих инфраструктурное развитие Республики Хакасия по следующим направлениям:
строительство и реконструкция автодорог Республики Хакасия;
строительство автобусных остановок и тротуаров на автодорогах Республики Хакасия;
развитие авто- и железнодорожной инфраструктуры угледобывающих предприятий.

 

Одним из основных показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации является показатель по вводу жилья, поэтому ежегодно Минстрой Хакасии совместно с застройщиками и муниципальными образованиями ведет работу по наращиванию темпов строительства жилья.
По итогам 2022 года в Республике Хакасия введено 321,0 тыс. кв. м жилья (101,3% к уровню 2021 года).
Сейчас на территории республики осуществляется строительство 59 многоквартирных домов жилой площадью 325,8 тыс. кв. м.
Из них 26 домов жилой площадью 144 тыс. кв. м без привлечения денежных средств граждан – участников долевого строительства;
33 дома жилой площадью 185 тыс. кв. м с привлечением таких денежных средств.
На особом контроле Минстроя Хакасии продолжают оставаться вопросы долевого строительства. Отмечу, что в 2022 году с привлечением денежных средств граждан – участников долевого строительства построено 15 многоквартирных домов.
В Республике Хакасия имелось два проблемных объекта, которые включены в план-график по решению проблем граждан, пострадавших от недобросовестных действий застройщика.
Первый объект – многоквартирный дом по адресу г. Абакан, ул. Чехова, 56, вместо которого построен и в конце 2022 года введён в эксплуатацию дом в г. Абакане по ул. Кирова, 214А. Права 16 граждан (из 22) уже восстановлены. С остальными пострадавшими сейчас проводится работа по передаче квартир в соответствии с договорами участия в долевом строительстве.
Второй объект – долгострой по адресу: г. Абакан, пр-кт Дружбы Народов, 41 (3, 4, 5 очереди). Восстановление прав граждан реализуется с участием публично-правовой компании «Фонд развития территорий». В настоящее время генеральным подрядчиком ООО «Механизированная колонна № 8» осуществляется строительство объекта, которое планируется завершить в 3 квартале 2023 года, после чего будут восстановлены права 105 граждан.
Таким образом, в текущем году должна окончательно решиться проблема «обманутых дольщиков», оба объекта будут исключены из плана-графика, и полностью исполнено ещё одно Поручение Президента Российской Федерации.
Минстроем Хакасии в 2022 году проведена работа по повышению норматива стоимости квадратного метра жилья, который на 1 квартал 2023 года составил 77 357 рублей (215% к уровню 2019 года, в котором норматив составлял 36 039 рублей). Установленный для республики норматив позволит нам привлекать необходимый объем федеральных средств (субсидий) на реализацию жилищных программ, направленных на обеспечение жильем различных категорий граждан, а также привлекать застройщиков к участию в реализации данных программ.
В рамках реализации республиканской адресной инвестиционной программы на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов осуществлялось строительство, реконструкция объектов социальной сферы и здравоохранения.
В 2022 году ГКУ РХ «УКС» реализовано 12 объектов на сумму более 704 млн рублей, в том числе введен в эксплуатацию жилой корпус Туимского психоневрологического интерната. Крупные переходящие объекты – Жилой корпус пансионата ветеранов, реконструкция клинической детской больницы, детская поликлиника в селе Аскиз.
В 2023 году планируется освоить в рамках РАИП более 2 341 млн рублей. Приоритетные объекты – школа в с. Белый Яр, 5 объектов в рамках комплексного развития сельских территорий (в Белом Яре – МФЦ, Детский сад, Дом культуры, в Таштыпском районе школа и водозабор). Продолжается строительство детской поликлиники в с. Аскиз, кроме того, начнется реконструкция музея им. Кызласова.
Правительство Республики Хакасия в части реализации национальных проектов столкнулось с проблемой – это слабый уровень муниципальных заказчиков. В связи с этим Минстроем Хакасии в 2022 году на базе ГКУ РХ «Управление капитального строительства» создана служба Единого заказчика, которая в 2023 году будет осуществлять строительство 9 объектов муниципальной собственности.
На особом контроле в Минстрое находится вопрос по списанию объектов незавершенного строительства. Поручением Президента Российской Федерации от 24.08.2022 субъектам Российской Федерации поставлена задача по сокращению числа объектов незавершенного строительства.
В целях исполнения поручения Минстроем Хакасии проведена работа по формированию нормативно-правовой базы, регламентирующей учет и списание объектов незавершенного строительства, сформирован республиканский реестр незавершенных объектов капитального строительства.
Всего в республике выявлено 603 объекта капитальных вложений, по которым проведен анализ на соответствие требованиям Градостроительного кодекса. На сегодняшний день в реестр включено 3 объекта общей сметной стоимостью 240 850,9 тыс. рублей. В 2023 году будет продолжена работа по вовлечению в хозяйственный оборот и недопущению расширения. Работа в данном направлении будет продолжена
Одной из приоритетных задач, стоящих перед строительной отраслью Российской Федерации и соответственно Республики Хакасия, в текущем году и ближайшем трехлетнем периоде является вопрос перехода на новый уровень ценообразования, который позволит более точно определять цены в строительстве к рыночной действительности, а также привлекать ответственных подрядчиков, что в свою очередь снизит риски исполнения мероприятий по строительству объектов, в том числе в рамках национальных проектов.
С I квартала 2023 года предусмотрен переход на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства с одновременным использованием информации о текущих ценах строительных ресурсов.
В данном направлении уже начата работа по развитию Регионального центра ценообразования в строительстве Республики Хакасия, который входит в состав
АУ РХ «Госэкспертиза Хакасии».
Кроме того, Минстроем Хакасии совместно с Региональным центром ценообразования ведется мониторинг роста цен на строительные материалы. В случае выявления данного факта информация направляется в УФАС.
Согласно курсу, заданного Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным и Заместителем Председателя Правительства страны Маратом Шакирзяновичем Хуснуллиным, по цифровизации строительного сектора в 2022 году в Минстрое Хакасии был создан Отдел цифрового развития. Это позволило вовремя «включиться» в цифровые тенденции и своевременно начать прорабатывать важнейшие задачи цифровизации строительства в регионе. По итогам года это обеспечило нахождение республики в зеленой зоне «светофора» по данному направлению.
Работа по цифровизации ведется в градостроительной среде путем внедрения системы ГИСОГД. Требование о создании данной системы появилось в 2019 году, с 2020 начались работы. В целом за 3 года освоено более 46 млн. рублей. По итогу 2022 года система введена в опытную эксплуатацию. В 2022 году обеспечена возможность ведения 12 массово социально-значимых услуг в градостроительной сфере более чем 40 пользователями в 13 муниципальных образованиях республики. В 2023 году в круг пользователей будут добавлены сотрудники министерств и ведомств, ресурсоснабжающих организаций, а также пользователи публичного портала.
Работа в системе позволит исполнителям в муниципалитетах автоматически получать заявления, направленные гражданами и юридическими лицами с личного кабинета портала гос услуг, что сэкономит время и поможет со временем уйти от бумаг.
Цифровизация строительства невозможна без развития технологий информационного моделирования, что подразумевает под собой обеспечение нахождения достоверных и взаимосвязанных документов, сведений и материалов об объекте капитального строительства в электронном виде в одном месте с возможностью доступа всем участникам процесса.
Требования по информационному моделированию вступили в силу с 01 января 2022 года, они распространились на всё новое проектирование объектов капитального строительства за бюджетные средства.
Для исполнения данного постановления подготовлены методические рекомендации для включения требований по информационному моделированию в контракт на проектирование объектов и доведены до государственных, а также муниципальных заказчиков республики. В 2022 году 22 договора на проектирование были заключены с учетом требований.
На текущий год и ближайшую перспективу Минстроем России поставлена задача о выстраивании «цифровой вертикали» строительства в регионах путем увязывания следующих инструментов и систем: градостроительной деятельности в виде системы ГИСОГД, контрольно-надзорной деятельности стройнадзора, единой цифровой платформы гос экспертизы, технологий информационного моделирования - путем внедрения информационной системы управления проектами – ИСУП, при этом все это должно взаимодействовать с системой верхнего уровня - ГИСОГД РФ.
«Цифровая вертикаль» строительства позволит:
повысить эффективность управления строительными проектами за счет «прозрачности» процессов на всех этапах жизненного цикла;
повысить качество и достоверность информации в том числе проектных решений, что снизит необходимость существенных корректировок проектной документации в процессе строительства;
сократить инвестиционно-строительный цикл за счет перевода в электронный вид взаимодействия участников процессов, также сократить сроки приемки и оплаты работ.
Таким образом цифровизация строительной сферы позволит организовать взаимодействие всех участников строительного процесса, в том числе регионального и муниципального уровней, выработать единый подход к информации об объекте капитального строительства, обеспечив тем самым повышение эффективности строительной отрасли в целом.

  II. СФЕРА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

 

Ежегодно с целью оказания помощи муниципальным образованиям по подготовке к отопительному периоду Минстроем Хакасии реализуется государственная программа «Развитие коммунальной инфраструктуры Республики Хакасия и обеспечение качественных жилищно-коммунальных услуг».

В рамках реализации указанной программы на объектах коммунальной инфраструктуры республиканской и муниципальной собственности в 2022 году предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 674,1 млн рублей, что на 269 млн рублей выше значений 2021 года и на 409,5 млн рублей больше, чем в 2020 году, в т.ч. на следующие мероприятия:
- на поддержку и развитие систем коммунального комплекса в муниципальных образованиях Республики Хакасия – 603 617,0 тыс. рублей;
- на развитие систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в муниципальных образованиях Республики Хакасия – 70 544,0 тыс. рублей.
Уровень выполнения программы в форме финансовых обязательств составил 95,7%. В рамках подпрограммы 1 «Развитие и модернизация систем коммунальной инфраструктуры Республики Хакасия» субсидии распределены между 14 муниципальными образованиями на выполнение работ по капитальному ремонту систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и разработку проектно-сметной документации.
Ежегодное выполнение ремонтных работ и ввод в эксплуатацию новых коммунальных объектов позволило добиться постепенного снижения общего уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры Республики Хакасия до 55,0% в 2022 году (в 2021 году – 55,4 %, в 2020 году – 55,8 %).
Готовность муниципальных образований Республики Хакасия, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к работе в отопительный период оценивается наличием паспортов готовности.
Из запланированных к получению в отопительном сезоне 2022-2023 гг.
38 паспортов получено 33, что составляет 72%. В отопительных сезонах 2020-2021 и 2021-2022 годов паспорта готовности к отопительному периоду получены 38 муниципальными образованиями из 46 (83 %). В период 2017 - 2019 годов уровень паспортизации не поднимался выше 63%. Снижение уровня паспортизации на 11% ниже по сравнению с прошлыми годами связано в большей степени с передачей полномочий муниципальных образований на уровень районов в середине 2022 года. Несмотря на это продолжается положительная динамика в снижении аварийности в системах централизованного теплоснабжения Республики Хакасия. По данным Системы мониторинга коммунальных аварий в ЖКХ количество инцидентов с сфере теплоснабжения за 2022 год снизилось на 16,3% (в 2021 году 43 инцидента, в 2022 – 36).
В 2022 году начата реализация двух инфраструктурных проектов с привлечением средств инфраструктурного бюджетного кредита: «Строительство тепловых сетей и блочно-модульной котельной (с. Белый Яр)» (486,4 млн рублей), «Модернизация систем теплоснабжения населённых пунктов Усть-Абаканского района Республики Хакасия» (181,6 млн рублей). Реализация проектов осуществляется в рамках концессионных соглашений, заключенных с АО «Абаканская ТЭЦ», выступившим с инициативой заключения соглашений.
Реализация проектов обеспечит население качественным теплоснабжением, позволит вывести из эксплуатации пять неэффективных угольных котельных
и улучшит экологическую обстановку на территории Абакано-Черногорской агломерации.
В ввиду аварийного состояния котельной в с. Приисковое Орджоникидзевского района за счет субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия начато строительство в 2022 году новой блочно-модульной котельной с планом завершения в 2024 году.
В целях проведения системной работы по стабилизации коммунального комплекса в республике, начиная с 2019 года ежегодно разрабатывается Программа первоочередных мероприятий по стабилизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, предусматривающая ряд мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности ресурсоснабжающих организаций:
оптимизацию (укрупнение) коммунальных предприятий в сельской местности в целях повышения эффективности управления и сокращения административно-управленческих расходов предприятий ЖКХ;
развитие в отрасли муниципально-частного партнерства в форме заключения концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры в целях привлечения дополнительных инвестиций в развитие коммунального хозяйства республики;
привлечение средств федерального, республиканского и местного бюджетов в целях обеспечения надежности функционирования системы коммунальной инфраструктуры и предоставления качественных коммунальных услуг.
По итогам реализации программных мероприятий достигнуты следующие результаты.
На конец 2022 года в числе действующих коммунальных предприятий 3 находятся в состоянии банкротства, в 2019 году количество данных предприятий составляло 7.
В рамках работы по сокращению количества убыточных коммунальных предприятий в Аскизском и Бейском районах произведена реорганизация предприятий путем создания 2 новых взамен 4, в Алтайском районе путем слияния 4 предприятий в 1, что позволило повысить эффективность их системы управления и сократить административно-управленческие расходы.
В части развития муниципально-частного партнерства ведется работа по заключению концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры. В период с 2017 по 2022 годы на территории Республики Хакасия заключено 22 концессионных соглашения, из них 14 в отношении объектов теплоснабжения, 8 в отношении объектов водоснабжения и водоотведения.
В целях содействия в погашении задолженности перед ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» действующих коммунальных предприятий, имеющих значительный объем задолженности, совместно с ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» сформированы и реализованы Дорожные карты по погашению дебиторской задолженности за поставленную электрическую энергию предприятий сферы ЖКХ. В рамках ее реализации из средств республиканского бюджета Республики Хакасия распределены дотации местным бюджетам в объеме 189,42 млн рублей на разблокировку расчетных счетов предприятий и погашение задолженности.
Всего по итогам 2022 года общая задолженность предприятий ЖКХ перед ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» составила 896,0 млн рублей, из нее 71% - задолженность предприятий, прекративших свою деятельность (634,41 млн рублей). Задолженность действующих коммунальных предприятий перед ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» по состоянию на 01.01.2023 составила 222,33 млн рублей, за год задолженность удалось сократить на 130,62 млн рублей (37%).
Около 50% задолженности перед энергосбытовыми компаниями погашена за счет средств выпадающих доходов, профинансированных ресурсоснабжающим предприятиям, оказывающим населению коммунальные услуги по льготным тарифам. В 2022 году по этому направлению из республиканского бюджета Республики Хакасия профинансировано 395,67 млн рублей, что на 125,22 млн рублей (46%) больше уровня 2019 года. В республиканском бюджете Республики Хакасия на 2023 год на финансирование выпадающих доходов предусмотрено 380,0 млн рублей.
Основным источником доходов предприятий ЖКХ является плата потребителей за предоставленные коммунальные услуги. По итогам 2022 года уровень собираемости платежей с потребителей коммунальных услуг составил 99%, в 2019 году – 92%. Объем дебиторской задолженности за период с 2019 по 2022 годы сократился на 454,67 млн рублей (15%).
На особом контроле находится платежная дисциплина организаций, финансируемых из средств республиканского и местного бюджетов. Задолженность по состоянию на 01.01.2023 составила 128,30 млн рублей, с сокращением по отношению к уровню 2019 года на 234,65 млн рублей (65%).
Начиная с 2019 года Минстрой Хакасии осуществляет мониторинг приобретения угольного топлива, что привело к единому ценообразованию, а также снижению стоимости доставки угольного топлива за 1 км 1 тонны угля по республике с 11 до 4,5 рублей.
В 2019-2022 годах проведена работа по этому направлению, проанализированы условия договоров с перевозчиками, проведен мониторинг стоимости угля у производителей, предприятиям рекомендовано заключать договоры по стоимости доставки не более 4,5 руб./т./км.
В результате проведенной работы на отопительный период 2022-2023 годов более 50 % теплоснабжающих предприятий заключили договоры на приобретение угольного топлива напрямую у производителей, пересмотрены договорные отношения по доставке угля. В основном стоимость доставки не превышает рекомендуемое значение, исключение составляют лишь территории со сложной дорожно-транспортной ситуаций в зимний период и там, где очень маленькое плечо доставки.

 

  III. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА

Ещё одним значительным направлением работы министерства является осуществление регионального государственного жилищного надзора, а также лицензионный контроль деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Хакасия.
Особо выделю работу с обращениями граждан. Так в 2022 рассмотрено 3498 обращений (в 2021 рассмотрено 4298 обращений, в 2020 – 4042), выдано 1309 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований (в 2021 выдано 970 предостережений, в 2020 – 555) , составлено 70 протоколов об административных правонарушениях.
По итогам работы с обращениями граждан в рамках проверочных мероприятий и по итогам выданных предостережений управляющими организациями и ресурсоснабжающими организациями в 2022 году были произведены перерасчеты на сумму более 7 млн. руб.
Так же в 2022 году специалистами Департамента была проведена большая работа по обращениям республиканских органов опеки и попечительства, управлений социальной поддержки населения. Поступило в 2021 году – 125 обращений, проведено 54 обследований жилых домов с последующим составлением актов технического состояния.
С начала 2022 года зарегистрировано 725 звонков (в 2021 получено 473 обращения на «Горячую линию», в 2020 – 583), поступивших на «Горячую линию» Минстроя Хакасии. Каждое обращение детально изучается специалистами Минстроя Хакасии. Сотрудники Минстроя Хакасии оперативно рассматривают и реагируют на каждый информационный сигнал. Специалистами в оперативном порядке решаются вопросы, касающихся разных направлений жилищно-коммунального комплекса.
В 2022 году на территории республики активно проведена работа муниципальных комиссий по оценке готовности потребителей тепловой энергии к предстоящему отопительному сезону.
На 15.09.2022 уровень готовности жилищного фонда составил 98%.
Ежегодно Департаментом осуществляется мониторинг технического состояния многоквартирных домов Республики Хакасия с целью актуализации краткосрочной программы проведения капитального ремонта МКД.
В ходе мониторинга обследованы все конструктивные элементы зданий (фундаменты, стены, кровля), внутридомовые инженерные коммуникации (системы центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения) в 174 МКД, из них: 145 МКД в рамках планируемого капитального ремонта на 2023; 29 МКД по обращениям граждан и иных лиц.
По результатам выездных мероприятий в планируемые работы по капитальному ремонту на 2023 внесены изменения по 29 МКД.
Приняты решения комиссий органом местного самоуправления по 29 МКД.
В течение 2022 года в Департамент поступило 295 заявлений от управляющих организаций о внесении изменений в реестр лицензий. По данным заявлениям приняты следующие решения: - отказано во внесении изменений в реестр лицензий – 20; - принято решений о включении в реестр лицензий – 145; - принято решений об исключении из реестра лицензий – 130.
В течение 2021 года ни одно из принятых Департаментом решений о включении или отказе во включении многоквартирного жилого дома в реестр лицензий оспорено и (или) признано незаконным не было.
Комиссией по лицензированию в 2022 году проведено 6 заседаний и выдано 8 лицензий управляющим организациям на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами и 1 по одной лицензии прекращено действие.
Департаментом проводились квалификационные экзамены соискателей на получение лицензии дающей право заниматься предпринимательской деятельность по управлению многоквартирными домами. В 2022 году проведено 45 квалификационных экзаменов специалистам лицензиатов, по результатам которых выдано 30 квалификационный аттестат.

 

 IV. О ПРОГРАММАХ, РЕАЛИЗУЕМЫХ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЯХ
   

Реализация федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» на территории Республики Хакасия
  Региональным проектом Республики Хакасия «Формирование комфортной городской среды» в 2022 году на реализацию мероприятий по благоустройству предусмотрено 148,5 млн рублей (в 2021 году – 174,1 млн рублей, в 2020 году - 251,7 млн рублей). В этих целях Проведено распределение субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам 16 муниципальных образований Республики Хакасия (5 городов и 11 поселений) – участникам регионального проекта 2022 года. Данный проект реализован в 2022 году на 100% (83 объекта, в том числе 31 дворовой и 52 общественных). За аналогичный период 2021 года выполнены работы по 53 общественным территориям (100%) и 37 дворовым территориям (100%), за 2020 год выполнены работы по 56 общественным территориям (98%) и 44 дворовым территориям (100%).
  Реализация федерального проекта «Чистая вода»
на территории Республики Хакасия
  С целью реализации Указа президента Российской Федерации от 07.05.2018
№ 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в рамках выполнения национального проекта «Жильё и городская среда», в соответствии с требованиями федерального проекта «Чистая вода» министерством разработан региональный проект Республики Хакасия «Чистая вода».
Цель программы: повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения. Планируемая к 2024 году доля населения Республики Хакасия, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, составляет 86,8.
В рамках регионального проекта Республики Хакасия «Чистая вода» в 2022 году на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции объектов питьевого водоснабжения предусмотрено 535,8 млн рублей. В полном объеме выполнены работы по строительству 5 объектов питьевого водоснабжения (рп. Пригорск, с. Пуланколь,
с. Боград, с. Зеленое, п. Жемчужный), также начато строительство системы водоснабжения в с. Имек Таштыпского района (в 2019 году – 0 объектов, в 2020 – 1 объект, в 2021 – 0 объектов).
Показатели регионального проекта Республики Хакасия «Чистая вода» достигнуты в полном объеме:
- доля населения Республики Хакасия, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения 79,6% (в 2021 году данный показатель составлял 76%);
- доля городского населения Республики Хакасия, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения 97,5%.
  Региональный проект Республики Хакасия «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда»
  В рамках регионального проекта Республики Хакасия «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» постановлением Правительства Республики Хакасия от 28.03.2019 № 106 утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее – программа переселения), в которую включено 76 аварийных домов площадью 19,71 тыс. кв. м, 1,15 тыс. граждан.
Общий объем финансирования программы переселения составляет 1 049,34 млн руб., в том числе:
средства государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ – 896,71 млн руб. (85%);
средства республиканского бюджета Республики Хакасия – 124,75 млн руб. (12%);
средства местных бюджетов – 27,88 млн руб. (3%).
Программа разбита на 4 этапа. Реализация каждого этапа рассчитана на 2 года.
Реализация 1 этапа (2019-2020 годы), 2 этапа (2020-2021 годы) и 3 этапа (2021-2022 годы) программы переселения завершена.
Целевые показатели, установленные для Республики Хакасия, переселить не менее 0,74 тыс. человек, расселить не менее 13,22 тыс. кв. м аварийного жилья.
Несмотря на отсутствие строительной отрасли в моногородах и отдаленных сельских территорий Республике Хакасия на 01.02.2023 удалось достичь показатели, установленные федеральным Правительством.
Начиная с 2019 года на территории республики:
переселено 0,74 тыс. человек (100% от целевого показателя);
расселено 13,23 тыс. кв. м (100% от целевого показателя).
Реализация 4 этапа (2022-2023 годы) программы переселения продолжается. В рамках этапа необходимо переселить 0,61 тыс. человек из 11,14 тыс. кв. м аварийного жилья. По состоянию на сегодняшний день в рамках 4 этапа переселено 0,19 тыс. человек из 4,51 тыс. кв. м аварийного жилья. Также для 45 граждан завершается строительство 1 МКД (1,14 тыс. кв. м), ввести дом в эксплуатацию планируется к 01.03.2023.
Законтрактованность 4 этапа составляет 78,7%. Муниципальными образованиями продолжаются мероприятия по разработке аукционных документаций и проведению аукционов в электронном виде для заключения муниципальных контрактов на строительство и приобретение нового жилья.
Завершить реализацию программы переселения планируется к концу 2023 года, что позволит Республике Хакасия ликвидировать весь аварийный жилищный фонд, признанный таковым до 01.01.2017.
  Региональная программа капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах
  В 2022 году министерством продолжена реализация региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия (2014–2050 годы)». С учетом внесенных изменений в региональную программу включено 2 488 многоквартирных домов общей площадью 8,45 млн кв. м.
За период действия программы 2014-2022 гг. работы по капитальному ремонту общего имущества проведены на 1452 объектах общей стоимостью 3152,98 млн рублей.
Участниками региональной программы в 2022 году стали 15 муниципальных образований: г. Абакан, г. Черногорск, г. Абаза, г. Сорск, г. Саяногорск, с. Аскиз,
с. Белый яр, с. Бея, с. Боград, п. Усть-Абакан, п. Расцвет, с. Коммунар,
с. Шира, с. Таштып, с. Копьево.
Региональной программой на 2022 год запланировано проведение капитального ремонта по 126 видам в 123 многоквартирных домах.
В рамках выполнения Краткосрочного плана реализации Региональной программы на 2021-2023 годы по состоянию на 01.01.2023 работы по капитальному ремонту общего имущества завершены в полном объеме на 126 объектах, что составляет 100% от общего числа запланированных видов работ в 2022 году. Стоимость реализации Региональной программы составила 445,24 млн рублей.
За счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия в 2022 году на софинансирование работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах направлено 27,852 млн рублей.
Выделение дополнительных средств из республиканского бюджета Республики Хакасия с 2018 года позволило вести массовую претензионно-исковую работу по взысканию задолженности и увеличить собираемость по взносам на капитальный ремонт до 98,4%.
 

 

Собираемость взносов (год), % 2018 2019 2020 2021 2022
86,9 89,7 92,5 96,3 98,4

  На 2023 год запланировано проведение работ в 168 многоквартирных домах по 200 видам работ. Для своевременного исполнения данного краткосрочного плана региональным оператором ещё в 2022 году была начата работа по заключению договоров на выполнение капитальных ремонтов. На 01.01.2023 заключено 166 договоров, что составляет 83% от числа запланированных работ.
В период 2018-2022 гг. проведена масштабная работа по замене лифтового оборудования, отработавшего назначенный срок службы. Проведенный в 2018 году мониторинг показал, что в республике 425 подъемников требуют замены в трех городах: Абакан, Саяногорск и Черногорск.
Актуализация Региональной программы в части приближения МКД, оборудованных лифтами, позволила перераспределить замену лифтов в двух краткосрочных периодах:
- период 2018-2020 годы включил в себя замену 189 лифтов;
- период 2021-2023 годы, запланирована замена 236 лифтов.
На 01.01.2023 завершены работы по замене и введены в эксплуатацию 347 лифтов. Оставшиеся 78 будут заменены до конца 2023 года.
Таким образом, в Хакасии полная замена лифтового оборудования, отработавшего назначенный срок службы, будет решена полностью уже в 2023 году.
  Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»
  В части обеспечения жильем различных категорий граждан Минстроем Хакасии реализуется мероприятие по обеспечению жильем молодых семей, в том числе имеющим детей, путем предоставления социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
В список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат
в 2022 году вошло 17 семей (из них 4 многодетные). Все они реализовали полученные свидетельства и улучшили жилищные условия. Показатель результативности достигнут в полном объеме.
На 31.12.2022 освоено 12 695,76 тыс. руб., из них:
7 402,54 тыс. руб. из федерального бюджета;
1 934,04 тыс. руб. из республиканского бюджета;
3 359,18 тыс. руб. – средства местных бюджетов.
  Сегодня, в связи со сложившейся экономической ситуацией, в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства не только Республики Хакасия, но и в целом всей страны, возникает немало проблем, препятствующих нормальному функционированию отрасли. Несмотря на это, Минстроем Хакасии будут приняты все усилия, чтобы преумножить успехи развития и достичь целей и задач, поставленных перед Правительством Республики Хакасии.

 

 

 
 
 
Дата создания: 03.04.2023 Дата обновления: 03.04.2023