Официальный портал органов исполнительной власти Республики ХакасияИнтернет-приёмная Министерства регионального развития Республики ХакасияГорячие линииПереселение из аварийного жильяОбщественный совет по ЖКХЖильё для российской семьиЭлектронное ЖКХ Республики Хакасия
Система Orphus

Информация о реализации региональной программы «Развитие торговли в Республике Хакасия на 2015 - 2017 годы» по состоянию на 01.04.2017 г.

 

ИНФОРМАЦИЯ
о реализации региональной программы
«Развитие торговли в Республике Хакасия на 2015 - 2017 годы»
(по состоянию на 01.04.2017)

 
В целях комплексного подхода к решению проблем в сфере торговли на территории Республики Хакасия и создания условий для наиболее полного удовлетворения спроса жителей и гостей республики на потребительские товары в широком ассортименте и по доступным ценам, постановлением Правительства Республики Хакасия от 06.02.2015 № 32 утверждена региональная программа «Развитие торговли в Республике Хакасия на 2015-2017 годы» (далее – Программа). Программа размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на Официальном портале исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия (www.r-19.ru) и на сайте Минстроя Хакасии.
В Программе помимо мероприятий, направленных на достижение нормативов обеспеченности населения торговыми площадями, развитие конкуренции, повышение качества и обеспечение безопасности товаров, предусмотрены и мероприятия, направленные на: своевременное выявление несоответствия нормативной правовой базы Республики Хакасия в сфере торговой деятельности действующему законодательству, приведение нормативной правовой базы Республики Хакасия в соответствие с современными требованиями отдельных положений действующего законодательства; исключение избыточного регулирования, повышающего уровень отраслевых издержек, снижающего инвестиционную привлекательность отрасли, создающего почву для роста административных барьеров; увеличение сети нестационарной и ярмарочной торговли; своевременное выявление необоснованного роста цен на социально значимые продовольственные товары; совершенствование системы товарообеспечения, логистики и оптовой торговли; организацию и регулирование процессов продвижения товаров от производителей к потребителям; повышение конкурентоспособности и обеспечение свободного выхода российским и местным производителям товаров, местным сельхозпроизводителям и перерабатывающим предприятиям на потребительский рынок республики; обеспечение населения широким ассортиментом товаров непосредственно от российских и местных производителей; развитие фирменных торговых сетей сельскохозяйственных и промышленных предприятий; уменьшение степени зависимости потребительского рынка республики от иностранных поставщиков, развитие каналов прямой доставки продукции потребителю; обеспечение взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров; увеличение числа сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности; повышение качества услуг торговли и расширение ассортимента товаров в малых и удаленных населенных пунктах; обеспечение доступности предприятий торговли для лиц с ограниченными возможностями; создание системы мониторинга отрасли, позволяющей отслеживать её динамику и проведение анализа; своевременное выявление дефицита и недостаточной квалификации кадров торговой отрасли республики; разработку и реализацию муниципальных программ развития торговли и др.
Все мероприятия в области торговой деятельности, содержащиеся в иных долгосрочных республиканских целевых программах Республики Хакасия взаимоувязаны с несколькими мероприятиями утвержденной Программы развития торговли.
В целях решения задачи Программы по совершенствованию правового регулирования в сфере торговли и приведения нормативных правовых актов Республики Хакасия в соответствие с федеральным законодательством в республике осуществляется обновление республиканского законодательства с учетом принятых федеральных законов, своевременное приведение в соответствие с современными требованиями отдельных положений действующего законодательства, исключение двойственного толкования положений отдельных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность торговых организаций,   исключение избыточного регулирования, повышающего уровень отраслевых издержек, снижающего инвестиционную привлекательность отрасли, создающего почву для административных барьеров. В рамках исполнения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) на территории Республики Хакасия приняты все региональные нормативные правовые акты, определяющие развитие торговой деятельности в Республике Хакасия.
В целях формирования современной инфраструктуры розничной торговли и повышения территориальной доступности торговых объектов для населения Республики Хакасия, принципиального решения задачи по выявлению и устранению дефицита предприятий «шаговой (пешеходной) доступности» в Республике Хакасия для муниципальных районов и городских округов утверждена минимальная обеспеченность населения площадью торговых объектов. Нормативы размещены на Официальном портале исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия.
Реальная обеспеченность населения площадью торговых объектов в Республике Хакасия составляет 744,0 м2 на 1 тыс. человек при расчетной минимальной 420 м2, исходя из учета оборотов розничной торговли муниципальных образований. На фоне общероссийских показателей Республика Хакасия имеет разветвленную сеть предприятий потребительского рынка с достаточным количеством торговых площадей для реализации товаров и услуг для населения.
Правительством Российской Федерации приняты изменения (Постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 №885) к постановлению от 09.04.2016 № 291 «Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 № 754». В связи с этим, Минстроем Хакасии начата работа по разработке соответствующего нормативного правового акта Республики Хакасия, который определит, в том числе и нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов местного значения не только для городских округов, но и для поселений Республики Хакасия (в разрезе 5 городских округов, 8 муниципальных районов, 5 городских поселений и 82 сельских поселений).
В соответствии со статьей 10 «Особенности размещения нестационарных торговых объектов» Федерального закона, действует приказ Минстроя Хакасии «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территориях муниципальных образований Республики Хакасия. Утвержденные схемы размещения нестационарной торговли муниципальных образований республики размещаются на сайте Минстроя Хакасии и ежегодно обновляются.
Также, решение поставленной задачи по формированию современной инфраструктуры розничной торговли и повышению территориальной доступности торговых объектов для населения Республики Хакасия достигается посредством реализации мероприятий по развитию нестационарной и ярмарочной
торговли. С этой целью, а так же с целью продвижения продукции местных товаропроизводителей на региональный рынок принято постановление Правительства Республики Хакасия от 21.06.2011 № 376 «Об утверждении Порядка организации ярмарок в Республике Хакасия и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них». В муниципальных районах и городских округах Республики Хакасия за период январь-март 2017 года состоялось 89 сельскохозяйственных ярмарки-выставки, что в 2,5 раза больше, в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года.
Основной ассортимент сельхозпродукции и продовольствия на ярмарках состоит из мяса всех видов сельскохозяйственных животных, рыбных, колбасных, кондитерских и молочных изделий, овощей, меда, дикорастущей продукции, а также сельскохозяйственных животных и птицы. Цены на продукцию местных товаропроизводителей, на социально - значимые товары, представленные на ярмарках-выставках, сложились ниже средних потребительских цен по региону на 20-25%.
   Далее, в рамках решения обозначенной задачи Программой предусмотрена реализация мероприятия по предоставлению в аренду имущества, относящегося к государственной собственности Республики Хакасия, торгующим организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговую деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка).
В настоящее время Государственным комитетом Республики Хакасия по управлению государственным имуществом переданы в аренду для использования под торговлю объекты (нежилые помещения, здания), относящиеся к государственной собственности Республики Хакасия, общей площадью 1615,00 кв.м., на которые заключено 42 договора аренды.
В целях повышения экономической доступности товаров для населения Минстроем Хакасии проводится еженедельный мониторинг цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости в Республике Хакасия (Перечень указанных товаров утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 530 «Об утверждении правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения»). Указанный мониторинг размещен на официальном портале органов государственной власти Республики Хакасия сети Интернет и на сайте Минстроя Хакасии.
Кроме того, целях повышения экономической доступности товаров для населения, а так же с целью продвижения продукции местных товаропроизводителей на региональный рынок принят Закон Республики Хакасия от 12.04.2007 №16-ЗРХ (ред. от 12.05.2015) «О регулировании некоторых вопросов деятельности розничных рынков на территории Республики Хакасия».      
Так, в городе Абакане на территории республиканского сельскохозяйственного рынка по адресу: г. Абакан, ул. Тельмана, д. 92 проводятся «Ярмарки выходного дня», где широко представлена продукция местных фермеров – картофель, томаты, мёд и другие виды продукции по ценам сельхозтоваропроизводителей. Практика проведения таких ярмарок будет продолжена. По показателю роста доли продукции местных сельскохозяйственных товаропроизводителей и продукции перерабатывающих предприятий Республики Хакасия на розничных рынках и ярмарках наблюдается тенденция его роста.
Администрация ОАО «Дирекция республиканских рынков» в целях снижения цен на социально значимые продовольственные товары организовала в здании республиканского рынка собственные отделы по реализации сельскохозяйственной продукции, поставляемой напрямую от фермеров. Были организованы отделы по реализации мяса говядины, свинины, полуфабрикатов из мяса, крупы гречки-ядрицы. Цены на реализуемые продукты в этих отделах ниже на 15-20% от установившихся на республиканском рынке. Еженедельно на республиканском сельскохозяйственном рынке выделяются 6 наименований товара, которые продаваются со скидкой в течение всей недели. Информация размещена на стенде «Товар дня» при входе на территорию рынка.
Кроме того, Администрация рынка осуществляет практику проведения собраний арендаторов торговых мест, являющихся товаропроизводителями и/или продавцами сельскохозяйственной продукции, на которых результаты мониторинга цен доводятся до сведения таких арендаторов. В случае выявления завышенных цен на социально значимые продовольственные товары в Республике Хакасия, Администрация рынка оставляет за собой право при заключении договора аренды торгового места на новый срок, сделать выбор в пользу иного продавца или товаропроизводителя.
Республиканский сельскохозяйственный рынок успешно функционирует с 2014 года. В настоящее время товаропроизводителям предоставлено 70% торговых мест на Республиканском сельскохозяйственном рынке, заключено 114 договоров о предоставлении торговых мест на сельскохозяйственном рынке их которых: 23 договора заключено с гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство; 35 договоров - с главами крестьянско-фермерских хозяйств, действующих на территории Республики Хакасия; 24 договора – с юридическими лицами-товаропроизводителями Республики Хакасия; 32 договор - с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, действующими на основании дилерских договоров, заключенных с производителями Республики Хакасия.
Основной ассортимент сельхозпродукции и продовольствия на ярмарках республики состоит из мяса всех видов сельскохозяйственных животных, рыбных, колбасных, кондитерских и молочных изделий, овощей, меда, дикорастущей продукции, а также сельскохозяйственных животных и птицы. Цены на продукцию местных товаропроизводителей, на социально - значимые товары, представленные на ярмарках-выставках, сложились ниже средних потребительских цен по региону на 20-25%.
Главой Республики Хакасия – Председателем Правительства Республики Хакасия В.М. Зиминым создан оперативный штаб по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственного рынка Республики Хакасия. В его состав вошли руководители профильных органов исполнительной власти Республики Хакасия, а так же представители крупных поставщиков продовольственной продукции и торговых сетей.
Также, в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия было проведено оперативное совещание с руководителями торговых сетей. В ходе совещания были обсуждены вопросы текущей ситуации на рынке продовольственных товаров в торговых сетях (работа с местными поставщиками, ценообразование на социально значимые продовольственные товары, сложности в исполнении договорных обязательств по поставке товаров включая: качество товара, упаковка товара; сопроводительная документация, подтверждающая качество и безопасность товара; исполнение заявляемых объемов поставки).
По итогам совещания принято решение о принятии комплекса мер по стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары руководителями торговых сетей:
1) обеспечить наличие в ассортименте реализуемых продовольственных товаров 24 позиции социально значимых продовольственных товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 530 во всех предприятиях розничной торговли;
2) в каждой продовольственной линейке из перечня социально значимых товаров обязательно иметь в продаже товар с минимальной торговой наценкой (рекомендуемая наценка 10-15%);
   3) товар, указанный в пункте 2), должен быть визуализирован для покупателя (яркие ценники, флайеры);
4) устанавливать на товар местных сельхозтоваропроизводителей минимальную торговую наценку;
5) рекомендовать торговым сетям проводить импортозамещение выпадающих позиций товаров на новинки местных производителей;
6) не допускать превышение в течение 30 дней роста цен на 30% на продовольственные социально значимые товары;
   7) продолжить практику проведения различных акций, презентаций, дегустаций сельхозпродукции производителя с предоставлением дня и времени (выходной день, вечернее время, «час пик») с наибольшим потоком покупателей, а также с размещением визуального и звукового оповещения в торговом зале магазина;
8) предоставлять еженедельно информацию об уровне розничных цен на фиксированный набор товаров согласно утвержденной формы Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в органы муниципальной власти для обобщения информации в целом по Республике Хакасия и направления в Администрацию Президента Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе и Прокуратуру Республики Хакасия.
В рамках Программы осуществляется реализация мероприятий по повышению качества и обеспечения безопасности товаров для потребителей.
Ежегодно в рамках плановых и внеплановых мероприятий специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия осуществляется надзор за качеством и безопасностью продукции, реализуемой на территории Республики Хакасия.
Так, с целью реализации Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации и согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.06.2013 №30 «О надзоре за производством и оборотом пищевой продукции» были проанализированы результаты государственного санитарно - эпидемиологического надзора за пищевой продукцией, результаты лабораторных исследований качества и безопасности пищевой продукции за предыдущий год. Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что на потребительском рынке Республики Хакасия продолжают выявляться нарушения санитарного законодательства, а также законодательства в сфере защиты прав потребителей.
В целях обеспечения качества и безопасности продукции, реализуемой на территории республики, за 1 квартал 2017 года продолжалась следующая работа:
- в рамках соглашений с аккредитованными лабораторными центрами Республики Хакасия с целью предоставления ими информации о нестандартных пробах продовольственного сырья и пищевых продуктов, не соответствующих по санитарно – химическим показателям и принятия последующих управленческих решений в рамках действующего законодательства (при проведении анализа шаблонов по исследованию пищевых продуктов на санитарно – химические показатели);
- взаимодействие с агрохимической службой с целью профилактики и предупреждения гельминтозов в части получения информации по методам обеззараживания натуральных удобрений, выявления случаев заражения сельхозпродукции гельминтами;
- взаимодействие с органами сертификации с целью владения информацией о лицах, реализующих сельскохозяйственную продукцию в субъекте, т.к. при получении декларации или сертификата о соответствии своей продукции образцы исследуются на показатели качества и безопасности в соответствии с требованиями санитарных правил;
- размещение в средствах массовой информации данных о качестве продукции, реализуемых на территории Республики Хакасия.
Также, необходимо отметить, что на республиканском сельскохозяйственном рынке, помимо выше обозначенной ценовой политики, огромное значение придается качеству и безопасности реализуемых товара. В период отмены обязательных Государственных стандартов на пищевые продукты, повсеместного внедрения ТУ, невнесения производителями продовольственных товаров в маркировку продукта ингредиентов, фактически входящих в состав продукта, покупатели стали заложниками недобросовестных производителей. Использование при производстве продуктов питания загустителей, искусственных красителей, усилителей вкуса, консервантов, ГМО негативно отражается на здоровье покупателей. Качество пищевых продуктов становится залогом здоровья для взрослых детей, нормальной продолжительности жизни, успешности в карьере. Поэтому, в последние годы потребитель обращает внимание на натуральные продукты, произведенные в фермерских хозяйствах и в личных подсобных хозяйствах.
На республиканском рынке реализуется мясо, мясо птицы, молоко и молочные продукты, яйцо, овощи и фрукты, произведенные непосредственно сельхозтоваропроизводителями республики, т.е. продукция местных сельхозтоваропроизводителей выходит для покупателей на первый план, как качественная и безопасная, она становится основой питания для жителей республики. Практически все продавцы - товаропроизводители мяса и других продуктов, качество продукции которых зарекомендовано на рынке, имеют постоянных покупателей, которые реализуют им продукцию по предварительным заказам. Это не позволяет продукту залеживаться на прилавке, а покупателю позволяет получать свежий, соответствующий заявленным им требованиям, продукт. Восемь продавцов мяса, получив в Росстандарте (Федеральное бюджетное учреждение Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Хакасия) технические условия на производство фарша, соблюдя все необходимые требования, осуществляют его производство и продажу на рынке.
В целях решения задачи Программы по совершенствованию системы товарообеспечения и логистики, развитию оптовой торговли, в целях организации и регулирования процессов продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, управления товарными запасами, решения проблем дефицита торговых площадей, создания инфраструктуры товародвижения, в рамках Программы реализуются мероприятия, финансирование которых осуществляется за счет реализации мероприятий государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013-2020 годы» и подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия» государственной программы Республики Хакасия «Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (2017 - 2021 годы)», утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 01.11.2016 № 530 (т.к. Программа развития торговли является региональной, финансирование за счёт средств федерального и республиканского бюджетов не предусмотрено, Программа носит, в основном, концептуальный характер).
Так, Программой предусмотрена реализация следующих мероприятий:
- «Стимулирование инвестиционных проектов, направленных на строительство (реконструкцию, модернизацию) на территории Республики Хакасия предприятий современных форматов торговли, связанных с реализацией, приемом и хранением сельскохозяйственной продукции и других групп товаров (в том числе организаций, оказывающих логистические услуги в сфере торговли), осуществляется в республике, в том числе, и посредством реализации подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия» и механизмов государственной поддержки предприятий, реализующих инвестиционные проекты.      
Кроме того, в рамках реализации государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013-2020 годы» сельскохозяйственным потребительским кооперативам предоставляются субсидии за молоко из республиканского бюджета.
Также, как уже отмечалось выше, в рамках содействия развитию реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в том числе фирменной торговли сельскохозяйственных и промышленных предприятий в здании сельскохозяйственного рынка (г. Абакан, ул. Тельмана 92 «А») в ежедневном режиме осуществляется торговля с участием товаропроизводителей Республики Хакасия, рынок обеспечивает создание условий для реализации на рынке сельхозпродукции и продукции сельхозпереработки непосредственно самими производителями.
   В целях стимулирования деловой активности хозяйствующих субъектов, организации взаимодействия между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, и хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) товаров, в целях развития сельской торговли - в соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 06.05.2011 № 245 «Об образовании Координационного совета по вопросам развития торговой деятельности в Республике Хакасия», В Минстрое Хакасии систематически проводятся заседания Координационного совета по развитию торговой деятельности в Республике Хакасия с участием представителей министерств (ведомств) и специалистов органов местного самоуправления. Так, на последних заседаниях были рассмотрены вопросы формирования, развития и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции на территории Республики Хакасия; вопросы формирования цен на мясо сельскохозяйственных животных при реализации на рынках муниципальных образований Республики Хакасия; рассмотрены вопросы осуществления торговой деятельности на сельскохозяйственном рынке города Абакана; вопросы продвижения местной сельхозпродукции в торговые сети Республики Хакасия.
По результатам проведения последнего заседания были приняты решения: продолжить практику проведения семинаров («круглых столов») с сельхозпроизводителями, переработчиками и торговыми сетями (в рамках реализации мероприятий региональной и муниципальных программ развития торговли) по вопросам возможности реализации сельскохозяйственной продукции местных производителей и переработчиков в торговых сетях Республики Хакасия, установления взаимовыгодного сотрудничества сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков с торговыми сетями и разъяснения проблемных вопросов такого сотрудничества; рекомендовать торговым сетям, осуществляющим деятельность на территории Республики Хакасия:
- предоставлять местным сельхозпроизводителям полное консультационное и юридическое сопровождение;
- продолжить практику заключения договоров между сетями и местными сельхозпроизводителями на долгосрочные поставки;
- осуществлять систематическое проведение различных акций, презентаций, дегустаций сельхозпродукции производителя с предоставлением дня и времени (выходной день, вечернее время, «час пик») с наибольшим потоком покупателей, а также с размещением визуального и звукового оповещения в торговом зале магазина.
   В качестве мер по улучшению механизмов продвижения сельскохозяйственной продукции и, как следствие, формированию рыночной, конкурентной цены на мясо сельскохозяйственных животных, Минстроем Хакасии и администрациями муниципальных образований Республики Хакасия планируется проведение дальнейшей работы по: продолжению практики проведения сельскохозяйственных ярмарок на территории Республики Хакасия; созданию сельских кооперативов, направленных на содействие (налаживание) системы сбыта продукции сельхозтоваропроизводителей; закреплению торговых мест на вновь строящемся сельскохозяйственном рынке для всех муниципальных районов республики; открытию специализированных магазинов, отделов «Мясо от фермера», «Свежая рыба Хакасии», «Овощи Хакасии» и т.д. в городах Республики Хакасия; повышению эффективности контроля со стороны территориального органа Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия за ценовыми сговорами и установлением монопольно высоких цен.
   Также, в целях решения вопросов развития овощеводства, рыбоводства и взаимодействия сельскохозяйственных товаропроизводителей с торговыми сетями в Республике Хакасия, на Сайте Минстроя Хакасии создана информационная площадка о торговых сетях Республики Хакасия, о сельхозтоваропроизводителях и переработчиках Республики Хакасия и их продукции, также размещена информация для сельхозтоваропроизводителей по представлению коммерческих предложений при вхождении в торговые сети Республики Хакасия. В информации указаны контактные телефоны, адреса электронной почты, Ф.И.О. руководителей торговых отделов сетевых компаний. Так же, на Сайте размещен Реестр розничных рынков с указанием адресов, контактных телефонов директоров управляющих компаний розничных рынков.
Развитие торговли товарами российских и местных производителей товаров, местных сельхозпроизводителей и перерабатывающих предприятий (в том числе фирменной торговой сети сельскохозяйственных и промышленных предприятий), путем предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (предоставление, субсидий) осуществляется в рамках реализации подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия».
В рамках данной подпрограммы на 2017 год предусмотрены следующие мероприятия поддержки: субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства; субсидирование затрат при лизинге оборудования; субсидирование затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам;        гранты на развитие малого и среднего бизнеса; субсидирование затрат, связанных с приобретением оборудования, в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг); поддержка межрегиональной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства; реализация массовых программ обучения и повышения квалификации; субсидирование части затрат, связанных с подтверждением соответствия продукции (работ, услуг). В 1 квартале 2017 года поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства в виде субсидий (грантов) не предоставлялась.
В целях стимулирования деловой активности хозяйствующих субъектов и развития сельской торговли Минстроем Хакасии систематически проводится мониторинг торговых предприятий Республики Хакасия по ассортименту продукции местных сельхозтоваропроизводителей, реализуемой в них. Очередное проведение указанного мониторинга показало, что наибольшую долю в ней занимают такие товары, как масло сливочное, молоко питьевое, хлеб и хлебобулочные изделия, мясо, мясные полуфабрикаты, колбасные изделия.
     В целях создания благоприятных условий для местных товаропроизводителей на территории МКУ «Абаканский рынок», зарезервированы торговые места для предоставления их местным сельхозтоваропроизводителям (юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам (в том числе ведущим крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством), которые реализуют товары собственного производства на территории рынка.
   Торговые сети «Аллея» и «Командор» заинтересованы в сотрудничестве с региональными сельхозтоваропроизводителями и переработчиками продукции. Магазины готовы к «диалогу с фермерами», производителям предлагается ряд бесплатных услуг по продвижению местной сельскохозяйственной продукции во всех сетевых магазинах, супермаркетах и гипермаркетах республики:
   - размещение баннера, логотипа (стола, стойки) местного производителя в торговом зале магазина;
   - проведение различных акций, презентаций, дегустаций сельхозпродукции производителя, с предоставлением дня и времени (выходной день, вечернее время, «час пик») с наибольшим потоком покупателей, а так же с размещением визуального и звукового оповещения в торговом зале магазина.
   Также, в целях развития сельской торговли, оказания поддержки местным сельхозтоваропроизводителям по вопросам производства и реализации своей продукции и увеличения объема продукции местных сельхозтоваропроизводителей, реализуемой на «прилавках» республиканских магазинов, в Республике Хакасия сохранен и успешно работает Хакасский республиканский Союз потребительских обществ «Хакреспотребсоюз». В настоящее время в зоне деятельности потребительской кооперации по Республике Хакасия насчитывается 46 сельских населенных пунктов с численностью проживающего населения 63882 человека:
   Аскизское райпо – обслуживает 7 населенных пунктов (10113 человек);
   Алтайское райпо – обслуживает 8 населенных пунктов (17792 человека);
   Ширинский райпотребсоюз – обслуживает 14 населенных пунктов (18273 человека);
Копьевское потребительское общество – обслуживает 6 населенных пунктов (7357 человек);
Усть-Абаканское райпо – обслуживает 1 населенный пункт (3097) человек;
Московское потребительское общество – обслуживает 2 населенных пункта (1653 человека);
Уйбатское потребительское общество – обслуживает 7 населенных пунктов (4351 человек);
Абаканское потребительское общество – обслуживает 1 населенный пункт (1250 человек).
Кроме того, в зоне деятельности потребительской кооперации находятся 5 населенных пунктов, в которых проживает менее 100 человек (выездная торговля) и 12 населенный пунктов, в которых проживает до 200 человек (5 из них - стационарная торговая сеть, а в 7- выездная торговля). Для обеспечения хозяйственной деятельности и социальной миссии на селе задействованы по системе Хакреспотребсоюза 59 действующих магазинов, 18 предприятий общественного питания, 14 цехов и линий в предприятиях общественного питания, 7 производственных предприятий.
В совокупном объеме хозяйственной деятельности Хакасского респотребсоюза доля розничной торговли составляет 66%, доля оборота общественного питания 10 %, заготовительный оборот, принятой от населения сельскохозяйственной и дикорастущей продукции – 10%, промышленное производство – 6%, оптовая торговля, в том числе поставки товаров социально-бюджетной сфере республики – 6%, оборот платных услуг, оказываемых населению, в том числе бытовых – 2%, строительно-монтажных работ – 1%.
Из-за низкой покупательной способности сельского населения кооперативные магазины реализуют в основном продовольственную группу товаров, в которой почти 35% составляют товары первой необходимости: хлеб и хлебопродукты, растительное масло, соль, сахар, чай. Более того, несмотря на то, что содержание магазинов в мелких и отдаленных населенных пунктах убыточно, товары в них реализуются по тем же ценам, что и в районных центрах. В результате уровень рентабельности кооперативной торговли в целом составляет порядка одного процента. За счет собственных средств организации потребительской кооперации ежегодно проводят ремонт, реконструкции зданий, приобретают оборудование и транспорт.
Важной отличительной особенностью магазинов потребкооперации на селе является тот факт, что практически все магазины – это одновременно приемо-заготовительные пункты сельхозпродукции от населения (овощей, плодов, ягод, изделий народных промыслов, а также лекарственно-технического сырья и дикорастущей продукции). Для выделения места исключительно для целей приемозаготовительной деятельности, при магазинах недостаточно имеющихся площадей и дополнительного оборудования. Закупаемая продукция от местного населения используется собственными предприятиями в производстве общественного питания, реализуется в розницу и поставляется социальным и бюджетным учреждениям по более низкой цене (снижение транспортных затрат).
Приоритетными направлениями развития потребительской кооперации в Республике Хакасия является: взаимодействие с органами местного самоуправления по разработке целевых программ, проектов по поддержке потребкооперации на селе; улучшение материальной базы в сфере розничной торговли, внедрение новых форм обслуживания с учетом интересов пайщиков; наращивание объемов розничной торговли за счет выездной торговли в малонаселенных пунктах; активизация закупок сельхозпродукции у населения, не только для дальнейшей перепродажи, но и для переработки в собственных целях; обеспечение максимального освоения ресурсов сельхозпродукции в личных подворьях населения, крестьянских (фермерских) хозяйствах; организация в районах приемозаготовительных пунктов.
Кроме того, в рамках реализации подпрограммы Развитие потребительской кооперации в Республике Хакасия» государственной программы Республики Хакасия «Сохранение и развитие малых и отдаленных сел Республики Хакасия (2016–2018 годы)», утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 № 550 (далее – Подпрограмма), Министерством экономики Республики Хакасия были внесены изменения в Подпрограмму, а также в Порядок предоставления субсидий организациям потребительской кооперации.
Так в 2017 году в рамках Подпрограммы дополнительно будут предоставляться субсидии на строительство или реконструкцию перерабатывающих цехов, а также ремонт и монтаж специализированного оборудования. На сегодняшний день объявлен отбор организаций потребительской кооперации для предоставления в 2017 году субсидий, по следующим направлениям:
- на строительство овощехранилища;
- на строительство приемно-заготовительного пункта для складирования и временного размещения сельскохозяйственной продукции и дикоросов, закупаемых у населения малых и отдаленных сел Республики Хакасия;
- на приобретение специализированного оборудования по обработке, переработке и упаковке сельскохозяйственной продукции, дикоросов и изготовленной из них продукции;
- на приобретение специализированного автотранспорта (автолавки) для доставки продовольственных и бытовых товаров в малые и отдаленные села Республики Хакасия, не имеющие стационарных точек торговли;
- на строительство или реконструкцию перерабатывающих цехов;
- на ремонт и монтаж специализированного оборудования.
В соответствии с Законом Республики Хакасия от 23.12.2016 № 114-ЗРХ «О Республиканском бюджете Республики Хакасия на 2017 год и на плановый период 2018 и на 2019 годов» на данное направление поддержки предусмотрено 4 500 тыс. руб.
В целях создания единой комплексной системы развития потребительской кооперации на территории Республики Хакасия Союзом потребительских обществ Республики Хакасия разработана Концепция развития системы потребительской кооперации в Республике Хакасия на 2017 – 2021 гг. (далее – Концепция). Для реализации запланированных мероприятий предполагается взаимное сотрудничество органов исполнительной власти Республики Хакасия и организаций потребительской кооперации.
Реализация запланированных мероприятий, указанных в Концепции, позволит организациям потребительской кооперации развиваться с учётом передовых технологий управления, производства, общественного питания, заготовительной деятельности, переводя свой потенциал на кластерную основу, где возможно будет получить экономический эффект в виде эффективного перераспределения производства, заготовительной и торговой деятельности, снижения транспортных издержек, получить существенную экономию от масштабности хозяйственной деятельности по каждой отрасли развития.
   В рамках реализации Программных мероприятий направленных на обеспечение информационного обеспечения торговли Минстроем Хакасии проводится соответствующая работа.
Во исполнение Федерального закона в республике продолжается работа по формированию торгового реестра Республики Хакасия. Со всеми органами местного самоуправления муниципальных образований городов и районов республики подписаны соглашения по информационному взаимодействию в части предоставления сведений о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров) (ежеквартальные обобщенные сведения из торгового реестра Республики Хакасия опубликованы на сайте Минстроя Хакасии).
В целях информационного обеспечения хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления республики и других заинтересованных лиц по вопросам организации и ведения торговли в рамках реализации мероприятий Программы помимо ежеквартального опубликования обобщенных сведений из торгового реестра Республики Хакасия осуществляется и систематическое обновление информации по всем вопросам торговой отрасли республики.
Торговая отрасль обеспечивает рабочими местами большую часть экономически активного населения, занятого в экономике Хакасии, с уровнем оплаты труда, соответствующим среднему по республике. Однако в отрасли наблюдается значительный дефицит и недостаточная квалификация кадров, которые обусловлены, главным образом, высоким темпом роста торговой отрасли в последние годы, низким социальным престижем низко квалифицированных работ, недостаточным качеством обучения торговым специальностям учебными заведениями республики.
Так, в целях совершенствования кадрового обеспечения отрасли Программой предусмотрена реализация ряда мероприятий (в рамках государственной программы «Содействие занятости населения Республики Хакасия (2016 - 2018 годы)».
По мероприятию «Проведение мониторинга потребности в кадрах для торговой отрасли, наличия дефицита кадров в разрезе специальностей и направлений подготовки» - во исполнение Положения о разработке прогноза баланса трудовых ресурсов Республики Хакасия и формировании потребности экономики Республики Хакасия в подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования Республики Хакасия, утвержденных постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.07.2012 №484, в марте 2016 года сформирован прогноз потребности экономики Республики Хакасия в трудовых ресурсах по видам экономической деятельности, в т. ч. текущая и перспективная потребность в кадрах на среднесрочную перспективу для организаций, осуществляющих деятельность в сфере торговли.
   Потребность в работниках сферы торговли в 2016-2018 гг. составит 433 квалифицированных работника, из них служащих, имеющих высший и средний уровень профессиональной подготовки - 81 человек. В данный перечень вошли следующие профессии в сфере торговли: товаровед, заведующий отделом, менеджер, начальник отдела, консультант, фармацевт.
   Потребность работодателей в квалифицированных работниках, имеющих средний уровень профессиональной подготовки составила 333 человека. Наиболее востребованы следующие профессии: кассир торгового зала, продавец продовольственных и непродовольственных товаров, контролер-кассир, комплектовщик и приемщик товаров, менеджер.
   Также, предусмотрена реализация мероприятий «Оказание содействия работодателям, осуществляющим деятельность в сфере торговли, в подборе необходимых работников». Так, органами службы занятости Республики Хакасия в 1 квартале 2017 года оказано содействие в трудоустройстве 1,4 тыс. граждан, в том числе трудоустроено в сферу торговли 128 граждан.  
   В отчетном периоде работодатели сферы торговли представили в органы службы занятости сведения о наличии 357 вакансий, на 31.03.2017 в базе данных содержатся сведения о 88 вакансиях в сфере торговли.  
   По мероприятию «Проведение мероприятий по профессиональной ориентации по специальностям сферы торговли для школьников и молодежи» проведены 9 профориентационных акций, в т.ч.: «Мир профессий», «Мотивы выбора профессии», «Мужские профессии», «Профессии наших мам», «Планирование карьеры». Участие в акциях приняли 1608 учащихся школ, училищ и техникумов, из них по результатам тестирования профессиональных интересов и склонностей рекомендации по получению специальностей в сфере торговли выданы 63 школьникам и студентам.
   Далее, по мероприятию «Проведение мероприятий по профессиональной ориентации по специальностям сферы торговли для безработных и ищущих работу» - проведены 18 ярмарок, в т.ч. 2 ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, 12 мини-ярмарок, 3 специализированных ярмарки в сфере торговли, в которых приняли участие 144 человека. Государственную услугу по профессиональной ориентации получили 2076 граждан, из них 425 гражданам рекомендовано трудоустроиться или пройти профессиональное обучение по специальностям в сфере торговли.           
   И, по мероприятию «Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям) в сфере торговли» - в 1 квартале 2017 года на профессиональное обучение направлены 65 безработных граждан, в том числе 15 человек по профессиям, востребованным в сфере торговли.     Обеспечение необходимого уровня конкуренции является одним из ключевых факторов для развития торговли республики, роста ее эффективности и улучшения розничного предложения потребителям. Становление рыночных отношений ставит перед хозяйствующими субъектами рынка актуальные, жизненно важные проблемы, среди которых проблема формирования и эффективного использования рыночного механизма на основе создания конкурентной среды.
В рамках реализации Программных мероприятий, Минстроем Хакасии и Минсельхозпродом Хакасии было проведено совещание по теме «Современные технологии продвижения товаров в торговые сети, разработка маркетинговой стратегии, по внедрению систем менеджмента качества». Руководители торговых отделов крупных сетевых компаний города Абакана подробно раскрыли требования к поставкам товаров по объемам, качеству, по перечню необходимой сопроводительной документации, подтверждающей качество и безопасность продовольственных товаров, по порядку расчетов за поставленные товары, другие условия, по вхождению местных сельхозтоваропроизводителей в торговую сеть, в рамках действующего Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
По итогам совещания на сайте Минстроя Хакасия размещена контактная информация для сельхозтоваропроизводителей по представлению коммерческих предложений при вхождении в торговые сети Республики Хакасия.
В целях развития муниципальной торговли Программой предусмотрена реализация мероприятия по проведению обучающих семинаров, конференций, «круглых столов» в целях информационно-методического обеспечения органов местного самоуправления республики по вопросам разработки и реализации муниципальных программ развития торговли.
В настоящее время в Республике Хакасия утверждено 13 муниципальных программ развития торговли на 2015-2018 годы. Все утвержденные муниципальные программы разработаны в соответствии с Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28.07.2010 № 637 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли».

Дата создания: 17.04.2017 Дата обновления: 17.04.2017
Скачать присоединенный файл